Как жители ГБАО переживут очередной финансово-экономический кризис?
Сорбон Юноев – местный фермер из Рошткалинского района, который занимается земледелием и производством фруктовых соков. Хотя фермер признается, что за время работы ему удалось создать самодостаточное хозяйство, тем не менее, начавшийся финансово-экономически кризис влияет и на его работу.
«Дорожают продукты первой необходимости, бензин. Спрос намного упал, по моим подсчетам, соки, которые я произвожу, в Хороге стали покупаться в среднем на 60% меньше, по сравнению с прошлым годом, хотя товар в основном уходит в Душанбе», – рассказывает Юноев.
Кризис, начавшийся с момента вторжении России в Украину, напрямую сказывается на заработке мигрантов и на покупательской способности их семей в Таджикистане. В ГБАО такая зависимость наблюдается еще больше. Территорию области на 97% составляют горы, а население области не располагают земельными участками как в других регионах страны.
Согласно официальным данным, количество мигрантов из ГБАО в России составляет 15–16 процентов или 37–38 тысяч человек. Однако эксперты называют цифры в несколько раз больше.
«Проблемы наступают постепенно»
За 2021 год денежные переводы от мигрантов в ГБАО составили 39 миллионов 684 тысячи долларов. Сумма, которая обеспечивала бы минимальную жизнеспособность экономики области в этом году, по оценкам экспертов, может существенно сократиться.
“В настоящее время предприниматели всеми силами пытаются обеспечивать регион продуктами, и нехватки как таковой пока не ощущается. Но весь вопрос заключается в платёжеспособности населения. Мы слышим, что наши земляки, которые работают в строительной отрасли России, лишаются работы. Это безусловно может сократить перевод денег в область», – говорит глава Ассоциации предпринимателей и горных фермеров «Милиал Интер» Боймамад Алибахшов.
Он отмечает, что область не может самостоятельно проводить экономическую политику и всецело зависит от центра.
Ранее, наиболее перспективными направлениями развития экономики ГБАО считались гидроэнергетическая отрасль, туризм и добыча полезных ископаемых. Однако в настоящий момент ни один из этих отраслей нельзя назвать доходообразующим.
По словам Алибахшова, до сих пор не начата реализация работы по освоению крупных месторождений серебра и золота, а сфера туризма после закрытия границ с Кыргызстаном, так и не восстановилась.
Сложности в сельскохозяйственной отрасли
Согласно официальной статистике, в сельскохозяйственной сфере ГБАО с 2010 по 2019 годы на 61% сократилось производство зерновых, на 54% производство картофеля, на 7,8% производство бахчевых продуктов, на 41,9% производство овощных культур. По словам Боймамада Алибахшова, такое сокращение производства связано, прежде всего, с оттоком населения в Россию и нехваткой рабочей силы. «У нас огромное количество населения уезжает в Россию. В отдаленных районах целыми семьями люди закрывают дома и уезжают, поэтому такая тенденция», – полагает эксперт.
Вместе с тем, значительное снижение статистических данных может быть связано с тем, что экс-председатель ГБАО Ёдгор Файзов несколько лет назад дал распоряжение избавляться от формальной статистики, которая не отражает реальной ситуации.
Профессор Ходжимухаммад Умаров в своей статье об экономической ситуации в ГБАО указывает на угрозу продовольственной безопасности, если учитывать, что посевные площади в области на душу населения заметно меньше, чем в других регионах Таджикистана.
«…Поэтому центральному правительству страны необходимо разработать программу для резкого изменения ситуации с урожайностью, и по зерновым и зернобобовым, и по картофелю, и по овощным культурам»,- пишет Умаров.
Неизвестные меры
Правительство Таджикистана с учетом сложившейся ситуации приняло «Антикризисную программу». Детали этой программа неизвестны, но околовластные эксперты отмечают, что основными пунктами программы являются поддержание макроэкономических показателей и предотвращение рисков в банковском секторе.
Попытки Радио Озоди узнать о том, каковы будут конкретные шаги властей ГБАО для преодоления экономического кризиса, остались безуспешными. Пресс-служба главы области не ответила на многочисленные звонки журналистов.
Между тем, Азиатский банк развития в своем отчете, прогнозирует Таджикистану замедление экономического роста до 2%. В отчете АБР правительству Таджикистана рекомендуется «способствовать росту частного сектора посредством мер по улучшению инвестиционного климата; снижение зависимости от внешних заимствований за счет развития внутренних рынков капитала, включая вторичный рынок государственных ценных бумаг, для поощрения коммерческих банков и других сторон к покупке и хранению государственного долга; и регулярная публикация отчетов министерства финансов о государственном долге, включая проверенные годовые отчеты 15 крупнейших государственных предприятий».
Озабоченность по указанным вопросам со стороны властей Таджикистана не наблюдаются.
ГБАО занимает всю восточную часть Таджикистана, являясь крупнейшим по площади регионом страны — более 64 тыс. кв. километров. На начало 2021 года, в ГБАО проживало более 220 тысяч человек. В ГБАО производится лишь 0,9% от всего объема ВВП страны, хотя население области достигает 2,5% от всего населения Республики Таджикистана.