Uncategorized

“Муаллима Диана”: Судьба русской учительницы на Памире

25 апреля, 2022

author:

Array

“Муаллима Диана”: Судьба русской учительницы на Памире

Эту удивительную по своей доброте, искренности и любви историю о своей учительнице написал обычный житель Таджикистана, который хочет, чтобы эти строки прочли, в первую очередь, его дети, пишет Азия-Плюс .

“Я родился и вырос в маленьком бадахшанском селе Дебаста, там же, 27 лет назад окончил среднюю школу. В моей памяти навсегда остались люди, которые оказались на моем жизненном пути и повлияли на мою судьбу.

А имя моей школьной учительницы русского языка и литературы стоит первым в моем списке добрых людей.

Шолохова Диана Яковлевна. Благодаря ее педагогическому таланту, ангельскому характеру и теплому отношению, оба предмета – русский язык и русская литература – в школе превратились в наши любимые. Очень хорошо помню, что мы всегда с нетерпением ждали ее уроков, которые всегда проходили разнообразно, увлекательно и интересно. Особенно, когда она заходила в класс с фотографиями, картинами или диафильмом – это были сорок пять минут счастья, которые всегда пролетали незаметно. Диану Яковлевну все жители села Дебаста, от мала до велика, называли «Муаллима Диана!» – «Учительница Диана!».

Муаллима была очень предана своей работе. Каждое лето она ездила в Россию, в свой родной город Борисоглебск, а когда возвращалась, рассказывала нам о своей поездке. Как-то после возвращения она привезла с собой частички русской природы – шишки от елок и желуди от дуба.

В суровом климате Памира не растут древесные растения из семейства сосновых, и нам они были в диковинку. И она привезла их за 4000 километров только ради того, чтобы показать нам. Она была очень свободна и раскована в общении со своим учениками. Это можно объяснить и тем, что Диана Яковлевна очень хорошо говорила на шугнанском языке. И если нам было что-то непонятно на русском, она объяснила нам на нашем родном языке.

И еще она никогда не разделяла своих учеников на хороших и плохих, ко всем детям относилась одинаково, при этом к каждому ученику у нее был свой особенный подход. Любой ученик мог спокойно задать ей вопросы, спрашивать задание, непонятные слова, или о чем-то, что не имело отношения к ее урокам. Она всегда спокойно и терпеливо отвечала.

Род Шолоховых

Шолохова Диана Яковлевна родилась 26 ноября 1938 года в селе Березово Ханты-Мансийского автономного округа в семье репрессированного. В то время ее отец – Яков Семенович Шолохов находился там в ссылке. Яков Семенович рассказывал своей дочери, что род Шолоховых очень древний. Ее дед Семен Шолохов потомственный житель Борисоглебска. И Яков Семенович, хоть и родился в селе Вязово, всю жизнь прожил именно в Борисоглебске.

В роду Шолоховых много известных людей, например знаменитый советский художник Пётр Иванович Шолохов (1898–1988) и советский живописец, педагог Леонид Сергеевич Шолохов. В годы сталинских репрессий Якова Семеновича арестовали по обвинению в незаконном пересечении государственной границы в 1920 году. Сначала его поместили в местную тюрьму, но позже его с женой и маленьким сыном отправили в ссылку в село Березово Ханты-Мансийского автономного округа, где и родилась Диана. …Когда Диане исполнилось четыре года, ее мама – Нина Степановна – заболела. Три года за девочкой присматривала няня – немка, тоже из ссыльных. После продолжительной болезни 18 февраля 1946 года мама Дианы умерла от туберкулеза… Якову Семеновичу разрешили вернуться в Борисоглебск только после войны. Он с маленькой Дианой вернулся в надежде, что сестры его покойной жены им помогут, но они их не приняли. Тогда Яков Семенович обратился к своим старым друзьям, и они ему пришли на помощь – сняли квартиру, устроили на работу. Диана Яковлевна говорила, что ее отец не особо любил рассказывать о своей жизни. Он скончался 11 ноября 1967 года.

Распределение на Памир.

В 1952 году молодая Диана после семи классов средней школы, поступила в Воронежское педагогическое училище. В 1957 году она окончила полный курс по специальности «учитель начальной школы», после чего ее и многих других выпускников отправили в Советский Таджикистан.

Со слов Дианы Яковлевны в Сталинабад приехали 70 выпускников педагогических училищ. Они толком даже не знали о Таджикистане. Знали только то, что Таджикская ССР является одной из пятнадцати Советских республик. Их распределили по разным областям и районам республики. Например, 15 учителей отправили в Вахшскую долину. А многие выбрали Крышу Мира – у юных учителей Памир ассоциировался с высокими горами и красивой природой.

Сбор происходил на стадионе им. Фрунзе, а вылета самолета пришлось ждать несколько дней. Средства распределяли на них очень скудные, на всем экономили, и в обед они питались только хлебом со сгущенкой. Но все равно ждали поездки и в августе 1957 года 19-летняя Диана и ее коллеги прилетели на Памир. Встретили их в Хорогском аэропорту, а в облисполкоме распределили по разным районам Горно-Бадахшанской автономной области. Но на следующий год очень многие из них, не выдержав суровую морозную зиму Памира и плохие жизненные условия, уехали обратно. Диана же осталась…Ее отправили в село Дебаста Шугнанского района, в среднюю школу имени Коммунизма. В селе Диану принял директор школы Ходжа Паноев. В тот же день он пристроил молодую учительницу в маленьком домике. В ее распоряжении находились две маленькие глинобитные кибитки с коридором.Но Диана Яковлевна никогда не жаловалась.

Из воспоминаний учительницы: «Первые годы жизни на Памире до 1963 года для меня были самыми сложными. Я долго не могла адаптироваться к суровому климату и к холодной снежной зиме долины Гунт. Постоянные природные катаклизмы изолировали Памир от внешнего мира. Зимой дороги были закрыты из-за схода лавин, а летом из-за селей и наводнений. Но может быть, в связи с тем, что меня окружали замечательные люди, я не чувствовала себя одинокой и потерянной. У меня были прекрасные соседи. Это были бедные, но очень хорошие, добрые люди.

У меня был прекрасный коллектив в школе: Паноев Ходжа, Гулджонов Пано, Мубаширов Рахматулло, Мамадназаров Камолиддин, Шозиёев Карамшо, Саидтаибов Ризвоншо, Шикорбеков Сокибек, Мамадназаров Мехриддин, Шойкатаев Гулхоншо, Алибеков Амирбек, Исобоев Шоинбек, Шоикатаев Дурхоншо, Зайдуллоев Мубашир, Айнулазизов Худжаазиз, Шойкатаев Сурхалишо, Саидалидодова Заррин, Камолиддинов Баховиддин. Рядом со школой, где я работала, стоял интернат, где работали местный житель Карам Мириков и Шодибек Гоибов из села Бугод. Карам мне всегда помогал продуктами. Присылал через детей интерната из Ванджа и Язгуляма рис, крупы, гречку, а Шодибек – горячие лепешки. Худоназар Мамадназаров неоднократно приезжал с Хорога, помогал деньгами». Этих людей Диана Яковлевна до сих пор вспоминает с особой теплотой. В 1959 году Дина вышла замуж за школьного учителя, но их брак вскоре распался. А в 1960 году у Дианы родилась девочка, которую она назвала Татьяной. Почти три года маленькую Татьяну нянчили Мастура Саидбекова и ее старшая дочь Гульбегим. Диана и маленькая Татьяна звали Мастуру мамой. Татьяна вспоминает: «Я была маленькая. Мама была на работе, а за мной присматривала нан Мастура и ее старшая дочь Гульбегим, они нам очень дороги. Когда нан Мастура была жива, я всегда ее навещала, если приезжала на Памир к маме. Она была очень доброй, мягкой и ласковой женщиной».

Тяжелые испытания

Село Дебаста находится в долине Гунт, в 35 км от города Хорог, на стыке между западным и восточным Памиром. До 1962 года село Дебаста являлось административным центром. Здесь функционировали школа, интернат, больница, туберкулезный диспансер, магазины, автозаправочная, чайхана, ДЭУ и УПД (Управление Памирских Дорог). В 1962 году в село пришло бедствие. 2 августа селевые потоки перегородили реку Гунт, в результате образовалось озеро, длиною в полтора километра. Оно затопило и разрушило несколько домов села. Среди них был и маленький домик Дианы Яковлевны. В это время она проводила с маленькой Татьяной летние каникулы у своего отца в Борисоглебске. По возвращению, Диану Яковлевну с ребенком приютили ее соседи Худодод и Мастура, которые жили уже в новом доме. …В их доме Диана с дочкой жили недолго. Они временно переехали в один из классов старой школы, а в конце осени 1963 года Диана Яковлевна сняла комнату у местного жителя села Дебаста Броима Худжаазизова. Он и его жена Аклимо Девлохтова отдали в распоряжение Дианы Яковлевны гостиную со всеми удобствами. Они заменили Диане Яковлевне родителей и любили ее как родную дочь. Диана Яковлевна звала их тат Броим и нан Аклимо. В переводе с шугнанского «тат» означает отец, а «нан» – мама. После трагедии 1962 года в селе Дебаста осталась только одна школа, и та была расформирована в восьмилетнюю, где Диана Яковлевна продолжала свою педагогическую деятельность до 1996 года. Административный центр перенесли в село Мун, а туберкулезную больницу – в Хорог. В 1983 году восьмилетняя школа заново была сформирована в среднюю школу. 24 мая 1984 года школа №30 была переименована и названа именем Худоназара Мамадназарова.

Жизнь с чистого листа

В 1966 году Диана Яковлевна решила переехать в родной город Борисоглебск, где жил ее старый отец и ей хотелось побыть рядом с ним. Но там у нее возникли проблемы: у отца не было ни своего дома, ни квартиры, он сам был прописан у своего друга, был сильно зависим от второй гражданской жены, которая не разрешала прописать Диану Яковлевну с ребенком. Ее школьная подруга Нелля старалась помочь ей с пропиской, но не смогла. В те годы Борисоглебск был закрытым военным городком, и прописаться там было очень сложно. У Дианы Яковлевны кроме отца в этом городе никого не было, а для мачехи она была чужим человеком. И в конце лета 1966 года Диана Яковлевна вернулась на Памир, теперь уже навсегда и начала жизнь с чистого листа. Она вернулась к тем людям, которые ее любили и уважали. После возвращения ее хотели направить в сельский совет Поршнев, но она попросилась в Дебасту, в 30-ую школу. Она и ее дочь жили у Броима и Аклимо до 1968 года. После ее обращений в министерство образования и сельсовет ей выделили и отремонтировали один класс под комнату в старой школе. А весной 1969 года Диане Яковлевне, уже как полноправной жительнице села Дабаста, рядом с ее домиком дали огород и десять соток земли. В огороде она посадила цветы и ягоды, а на участке овощи и фрукты. Единственная дочь Дианы Яковлевны – Татьяна в 1980 году вышла замуж за Назриддина Мамадназарова. После свадьбы она с мужем переехала в Душанбе. Она также пошла по стопам матери, и является преподавателем русского языка и литературы в одной из столичных школ. Ее муж тоже долгое время работал учителем русского языка, был директором школы. …В 1996 году Диана Яковлевна вышла на пенсию и Татьяна забрала ее жить к себе в Душанбе…. После этого она на каждое лето приезжала в родное село, но потом уже здоровье не позволяло осилить длинный горный путь. Последний раз она ездила на Памир в 2001 году. В доме Татьяны в Душанбе Диана Яковлевна посвятила жизнь воспитанию внуков, которые уже тоже выросли.

«Мы благодарны каждому жителю села Дебаста»

Из воспоминаний Татьяны Шолоховой: «Жизнь была суровой и тяжелой, и мы выжили благодаря жителям села Дебаста. Нан Аклимо, это человек с большой буквы для нас, тат Броим, тат Айнулазиз, нан Махтоб, тат Гулазиз – так я их звала, знаю и помню. Все эти добрые люди нас окружали и делились с нами своей радостью и печалью. Кроме семьи Худжаазизовых и Ёразизовых маму всегда во всем поддерживала семья Мирзоназаровых – Бозича Мирзоназаров и его жена Абдуллоева Сафархотун, семьи Амоншоевых, Девлохтовых, Уллоёровых, Карамшобоевых, Соибназаровых и Алибековых. Мне уже за 60, и я, и мама благодарны жителям села Дебаста. Недавно мама вспоминала, что, когда мы уже жили в своем домике, через дорогу жила мум Бунафша (мум в переводе с шугнанского – бабушка). Она всегда приносила нам сухофрукты и картошку, и даже дрова.Другая соседка хола (тетя) Сафарик приносила варенье, а мама их угощала домашним печеньем. Все соседи обязательно что-то нам приносили. Кто-то горячие лепешки, кто-то фрукты, кто-то молоко, а кто-то угощал нас национальными блюдами, такими как бодж (похлебка с дробленым зерном и мясом), ношхухпа (абрикосовый густой напиток с добавлением муки). Так мама и жила – окутанная любовью и заботой жителей высоких гор Памира, растила меня. Мы благодарны каждому жителю села Дебаста. Они для нас были и останутся родные, хотя многих уже нет в живых».

Помним, любим, молимся

Шоинбек Исобоев, 86 лет, учитель химии и биологии школы №30:«Я очень хорошо помню, когда в 1957 году в нашу школу пришла Диана Яковлевна. У нее горели глаза, она была очень активная, полна энтузиазма и сразу же вникла в работу. С первых же дней начала изучать наш язык, наши обычаи и традиции. Мы сразу почувствовали, что она будет прекрасной учительницей, и не прогадали. У нее прекрасный педагогический талант и работала она добросовестно. Диана Яковлевна была очень общительная. За очень короткий период она нашла общий язык не только с коллективом, но и с местным народом. В то время учительница в школе была большой редкостью, и муаллима Диана просто украшала наш мужской коллектив. С ее приходом наша школа стала более живой, а для нас педагогов она стала неким вдохновением. Мы бок о бок работали вместе почти 40 лет. Целых три поколения прошли через ее руки. Несколько лет назад мне посчастливилось встретить муаллиму Диану в Душанбе. Она сказала, что очень жалеет, что приехала в Душанбе и сильно скучает по Памиру». Из воспоминаний учеников Дианы Яковлевны.

Парвонахон Джамшедов – 79 лет, доктор филологических наук, профессор:«Муаллима Диана преподавала нам русский язык и литературу в 9-10 классах. Только-только начала говорить на шугнанском языке. Была замечательным педагогом, очень любила свою профессию, хорошо преподносила нам материал. Мы были очень рады и горды тем, что нам преподаёт русский язык именно носитель этого языка». Абдулазиз Алидустов, 73 года, бывший прораб:

«Диана Яковлевна преподавала нам русский язык в начальных классах. Обучала нас азам. Русскую речь впервые мы услышали от нее. Муаллима была молода, но характер у нее очень мягкий и сама она была очень добрая и вежливая. Никогда не повышала на нас голос. Был у нее какой-то дар – мы схватывали налету все, что она нам рассказывала. В связи с тем, что у нас уже был достаточный багаж знаний, в старших классах, когда мы изучали русский язык и литературу, перед нами уже не было преград. А когда меня призывали в армию, я уже хорошо владел русским языком». Ширинмо Ёразизова – 73 года, бывшая учительница начальных классов:

«В наше время мы начинали изучать русский язык с 5-го класса. Изначально, конечно, нам было трудно, по одной простой причине, что мы абсолютно не знали русский, а Муаллима Диана – памирский. Но благодаря ее стараниям, педагогическому таланту и профессионализму за очень короткое время языковой барьер был преодолен. Потом уже мы начали учить муаллиму Диану нашему языку. Она очень старалась изучать шугнанский язык и памирскую культуру.

Когда я преподавала уже в школе, для меня она являлась примером. С высоты прожитых лет смею утверждать, что муаллима Диана великий педагог. Именно она сыграла важную роль в выборе моей будущей профессии и вообще жизненных ценностей. Лично для меня Диана Яковлевна выдающая личность. Она покинула свой родной дом, друзей, родных и близких, и приехала к нам в отдаленное памирское село Дебаста, к чужому народу с другим менталитетом, с иными традициями и обычаями за 4000 км, ради того, чтобы обучать нас русскому языку. За все ей огромное спасибо» Иматшо Соибназаров – 63 года, врач (к.м.н):

«Очень хорошо помню тот момент, когда в 1969 году я учился в 5-ом классе, к нам в класс заходила муаллима Диана. Она нам преподавала русский язык и литературу до 7-го класса. Она была очень активной и энергичной личностью и всегда во всем проявляла инициативу. Ко всем ученикам относилась дружелюбно, а по отношению к своему предмету и профессии относилась очень серьезно. В этом плане она была очень строгая. Я был старостой класса. Ходил к ней на продленку. Муаллима всегда мне давала мудрые советы и добрые, искренние наставления. Ее наставления о том, что я должен упорно трудиться, прилежно и усердно учиться навсегда отпечатались в моей памяти. Я всегда с большой охотой выполнял все ее задания и очень много хорошему у нее научился. Я молю Бога, чтобы моя любимая муаллима была здорова и всегда была в кругу и объятиях своих родных и близких» «Хочу, чтобы это прочитали мои дети»

Диане Яковлевне сейчас 83 года. Из них 39 лет она посвятила обучению и воспитанию детей на Памире, и, несмотря на природные и социальные катаклизмы она осталась верна своему долгу. Меня до сих пор поражает ее честность, преданность, терпимость, мужество, любовь к детям и своей профессии. Низкий ей поклон от всех жителей села Дебаста, от сотен ее учеников разных поколений, для которых она была окном в русскую культуру.

А она гордится своими учениками, многие из которых стали достойными сынами Таджикистана. Среди них инженеры, строители, врачи, педагоги, ученые, профессоры и кандидаты наук. За выдающиеся заслуги в сфере образования, Диана Яковлевна была награждена грамотами, знаками отличия и медалями – знаком отличия «Отличник народного образования», знаком отличия «Отличник просвещения СССР», за долголетний добросовестный труд в народном хозяйстве, в области народного образования медалью «Ветеран труда». В 2020 году Диана Яковлевна заболела, после чего ее разбил паралич. Но, несмотря на возраст и болезнь, она сохранила хорошую память. Она до сих пор разгадывает кроссворды, которые ей любимые внуки Шавкат и Умед присылают из России. Муаллима Диана счастливая женщина. У нее прекрасная дочь, замечательный зять, которого она любит как сына, она дожила до своих внуков и правнуков, в которых души не чает. Когда в своём письме к Татьяне я написал, что хочу написать о Диане Яковлевне, она спросила: «Зачем писать? Для кого писать? Кому это теперь нужно?». Я пишу эти строки для своих детей. Хочу, чтобы они знали, какие жили замечательные, хорошие, добрые, благородные, мужественные и преданные своим идеалам люди. Хочу, чтобы мои дети воспитывались и выросли на их примере.

Array
Translate >