Новая большая игра с талибами
Двухдневные межафганские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся 18 июля в столице Катара – городе Дохе, между правительственной делегацией и Движением Талибан (запрещенная организация в Таджикистане), как и прогнозировали многие эксперты, закончились безрезультатно. Не надо было быть провидцем, чтобы еще до начала переговоров понять, что талибы, захватившие за последние 2 месяца большую часть страны, используют свои военные победы, как средство давления на представителей афганского правительства. Политобозреватель Нурали Давлатов, являвшийся непосредственным свидетелем вступления сил коалиции в Афганистан в далеком 2001г., представил Nuqta.tj свой взгляд на сегодняшние события в ИРА.
«Неприятные новости»
В Дохе так и произошло. Представители Талибан, ведя себя как победители, жестко потребовали удалить из черного списка международных террористов имена своих лидеров, а также освободить 7,5 тысяч пленных сподвижников сторонников из тюрем.
Представители официального Кабула отвергли оба условия, так как годом ранее уже освободило 5400 талибов, которые, выйдя на свободу, снова взяли в руки оружие и принимают активное участие в боевых действиях против правительства.
В то же время, Талибан не сдержало свое обещание, данное в предыдущих раундах переговоров относительно временного прекращения огня и продолжения мирных переговоров с момента вывода американских и натовских войск из Афганистана.
Знали ли Талибан, что правительственная делегация ни к коей мере не согласится выполнять вышеуказанные условия? Скорее всего, они это понимали, но по ряду причин согласились сесть за стол переговоров в силу сложившихся обстоятельств, а именно:
1. Лидеры Талибан хотели показать всему миру, что готовы на решение существующих военных и политических проблем мирным путем.
2. Но это вовсе не мешает им параллельно с «мирными» переговорами продолжать наступление на правительственные войска, и завоевывать все больше территорий.
Сразу по окончании переговоров президент Ашраф Гани заявил: ′′Мы отправили делегацию для решения спора. Но они (Талибан) не имеют такого намерения и желания, так что нам придется самим решать».
Несмотря на явные нарушения предварительных договоренностей с талибами, 9 июля американский президент Джо Байден заявил, что перенес дату полного вывода американских войск из Афганистана с 11 сентября на 31 августа 2021 года.
Неделей ранее американский президент, видимо уставший от натиска журналистов относительно афганского вопроса, на своей пресс-конференций заявил, что ему больше не хочется говорить об Афганистане и предложил журналистам поговорить о более радостных вещах накануне Дня независимости США.
«Прощание» с Баграмом
20 лет назад американская армия вошла в Афганистан с целью уничтожения Исламского эмирата, основанного Талибаном осенью 1996 года, аль-Каиды и ее основателя – Осамы бен Ладена, которого Белый дом обвинял в организации терактов 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах.
Ко времени начала вывода своих войск в мае сего года, американцы выполнили только одну задачу – ликвидировали бен Ладена 10 лет назад, и то не в Афганистане, а в Пакистане, который считается союзником Белого дома и оплотом Талибана.
Сейчас американские войска практически полностью покинули около 20 своих баз, дислоцированных в Афганистана, оставив в стране всего несколько сот военных, которые будут охранять посольство США, а также международный аэропорт г. Кабула.
За 20 лет своего присутствия США в афганский проект вложили почти 1 триллион долларов. За этот период погибли более 3,5 тысяч американских и натовских военных, а потери среди афганского населения несравнимо выше. По данным представительства ООН в Афганистане, с 2009 года, когда оно начало систематический учет потерь среди гражданского населения, в стране погибли или получили ранения более 100 тысяч человек. Кроме того, по заявлению президента Афганистана Ашраф Гани (сделанному еще в 2019г.), с 2014 года, когда он стал президентом, погибло более 45 тысяч афганских военнослужащих.
Самой позорной страницей в истории операции «Несокрушимая свобода» сил международной коалиции можно считать уход американских войск из Баграмской авиабазы, хотя по предварительной договоренности, передача этого объекта должна была состояться в ходе официальной церемонии с участием представителей обеих сторон.
Тем не менее, 2 июля, выключив электричество, американцы под покровом ночи улетели домой, не оповестив даже афганское правительство, поэтому, когда рано утром местные военные прибыли в Баграм, увидели заброшенный аэродром.
И это при том, что в Баграме находилась тюрьма строго режима, где содержались 5 тысяч сторонников Талибан.
Вероятнее всего, в условиях широкомасштабного наступления и триумфального шествия талибов с начала мая, передислокация американских войск из одной из самых крупнейших военных авиабаз мира была серьезной военной и политической ошибкой Белого дома.
Этим поступком США показали, что им их мало волнует судьба правительства Ашрафа Гани, и целого поколения афганцев, которые выросли в условиях присутствия американцев в своей стране, и которые поверили в демократию и американскую мечту.
Теперь над всеми этими людьми, а их немало, нависла смертельная угроза – угроза средневековой инквизиции, и в случае свержения правительства Ашрафа Гани, Талибан жестоко накажут не только сторонников нынешнего режима, но также и их семьи. И прецеденты уже есть.
В тоже время, не стоит удивляться внезапному исчезновению американцев из Баграма. Они появились там 20 лет назад, таким же образом, неожиданно, глубокой ночью, в середине ноября 2001 года, сразу после свержения Исламского Эмирата Северным альянсом
Единственное отличие было в том, что в 2001 году на аэродроме не было электричества, а в 2021 году перед своим отбытием американцы сами выключили электроэнергию.
В далеком 2001 году прибытие первой группы из 160 американских и британских военных держалось в строжайшей секретности. Тем не менее, я был одним из первых иностранных журналистов, который увидел их через несколько часов после приземления в Баграме.
2 дня спустя на своей первой пресс-конференции, который проходил в небольшом зале афганского МИД-а, вернувшийся в Кабул через 5 лет президент Бурхануддин Раббани в жесткой форме потребовал немедленного вывода западной коалиции с Баграмского аэродрома.
Признанный международным сообществом глава афганского государства заявил, что присутствие иностранных военных без согласия законного афганского правительства есть не что иное, как грубое вторжение и акт агрессии в отношении суверенного государства.
Но в Вашингтоне и Лондоне проигнорировали этот ультиматум. Или просто сделали вид, что не услышали. Президент Раббани не нашел поддержки также у стран, которые помогали ему в борьбе против после захвата Кабула Талибаном.
На этой исторической пресс-конференции, который проходил в небольшом зале Министерства иностранных дел Афганистана, я сидел рядом с министром обороны Фахимом, назначенным на эту должность после гибели Ахмадшаха Масуда в середине сентября 2001 года.
Президент Раббани, вероятно еще не догадывался, что его судьба, как и судьба Афганистана уже предрешена, и, что его сподвижники после гибели Ахмадшаха Масуда (убит 9 сентября 2001 г.), в том числе Фахим, сговорились с американцами, и предали его.
Генерал Томми Френкс спустя несколько лет в своих воспоминаниях с иронией напишет, как он торговался с Фахимом, и как ему передал наличными несколько миллионов долларов. Раббани вероятно, еще не знал об этой сделке министра обороны с Т. Фрэнксом.
Но заигрывание сторонников Раббани с американцами, вскоре превратилось в поражение для них, и первый звонок прозвенел в начале декабря 2001 года в Боннской конференции, где решалась судьба политической власти в постталибском Афганистане.
Победителем в сражении с талибами были не американцы, а Северный альянс, представители которого в Бонне представляли легитимную власть Афганистана. Но Белый дом считал, что лидеры Северного альянса союзники России и Ирана, поэтому отодвинул их назад.
Очередная ротация друзей и врагов?
Запад, в первую очередь, США, исходили из того, что новым лидером Афганистана должен стать марионетка Белого дома или очередной Шах Шуджа, которого в первой половине 30-х годов 19 века англичане посадили на кабульский трон.
Легитимный президент Раббани, который ультимативно требовал вывода американского и британского контингента из Баграма, не устраивал Вашингтон. По этой причине, он был вынужден подать в отставку в Боннской конференции в декабре 2001 года.
Вслед за отставкой Раббани, президентское правление в Афганистане было упразднено, и страна перешла под контроль Временного правительства.
Руководителем Временного правительства стал бывший заместитель министра иностранных дел в правительстве Раббани, а затем Исламского эмирата Афганистана, то есть талибского правительства, малоизвестный политик – Хамид Карзай.
В конце 90-х годов Карзай эмигрировал в США, где держал сеть афганских ресторанов. В октябре 2004 года в Афганистане восстановили президентское правление, на котором американцы и европейцы поддержали Карзая.
Карзай, к тому времени вместе со своим многочисленными представителями клана перебрались в Кабул, где у них появился реальный шанс стать вновь политической элитой Афганистана.
На этих выборах было немало фальсификаций, чему я сам лично был свидетелем. В тот день я со своим латышским коллегой – Атисом Климовичем посетили несколько избирательных участков в столице, побывали в ряде провинций, граничащих с Кабулом.
Во избежание подтасовок и фальсификаций, в неграмотном Афганистане красили палец, перед тем как выдавать бюллетени. Но оказалось, что краска стирается, поэтому один человек мог проголосовать несколько раз, и я сам это лично видел в 4 или 5 избирательных участках.
Сразу после выборов многие СМИ Афганистана обвинили Карзая в махинациях со стирающей краской, и использования административных ресурсов.
Также, оппозиция обвинила Карзая в том, что правительство выдало огромное количество нескольким миллионам пакистанских пуштунов, чтобы они проголосовали за него на президентских выборах.
Я не знаю, насколько эти утверждения соответствовали действительности, но пакистанских пуштунов, которые даже в таджикоязычном Кабуле не понимали фарси, можно было видеть на каждом шагу.
Таким образом, непрозрачные выборы и признание фальсифицированных итогов Западом, серьезно дискредитировали сам процесс демократизации и реализации демократических ценностей в традиционном афганском обществе.
Но справедливости ради надо сказать, что по сравнению с последующими выборами, это были самые честные выборы в истории Афганистана.
Серьезными скандалами сопровождались выборы в 2009, 2014 и 2019 годах. Но самыми драматическими были последние выборы, проходившие на фоне обострения военно-политической ситуации и прямых переговоров между США и Талибаном.
А именно, официально переговоры между спецпредставителем США Залмаем Халилзадом и представителями талибов начались в 2018 году, но неформальные контакты, вероятно, были установлены давно.
Как это парадоксально не прозвучало, следует отметить, что в 2018 году, начав прямые переговоры с Талибаном, Белый дом фактически признал легитимность террористической группировки, ради уничтожения которой ввел свои войска 20 лет назад.
Через полтора года, в феврале 2020 года американское правительство и талибы подписали историческое, и вместе с тем, сомнительное соглашение, относительно нескольких важных для сторон аспектов, а именно:
1. США и НАТО должны вывести свои войска из Афганистана;
2. Афганское правительства исключит членов «Талибана» из санкционного списка; то же самое должны сделать США, ООН и другие государства;
2. Белый дом потребует от афганского правительства освободить 5 тыс. заключенных талибов в обмен на 1 тыс. сотрудников правительственных силовых структур, которые находятся в плену в талибов.
В свою очередь, талибы берут на себя обязательства воздерживаться от нападения на американских и натовских военнослужащих, особенно во время вывода войск.
Афганское правительство, начавшее переговоры, вероятно под давление Вашингтона с Движением Талибан, согласилось освободить 5400 талибов, которые вскоре взяли в руки оружие, и выступили против официального Кабула.
Также, талибы получили согласие на открытие своего Политического представительства в Катаре, и, несмотря на то, что они представляли террористическую организацию, стали посещать многие столицы, в том числе Москву, где их встречали как легитимную политическую силу.
Как только в мае 2021 года американцы приступили к выводу своей армии из Афганистана, резко обострилась военно-политическая обстановка в стране.
Отсюда следует вопрос: «Знали ли американцы о последствиях поспешного вывода своих войск?». Скорее всего, они знали.
К примеру, генерал Скот Миллер, который прослужил дольше всех своих коллег в Афганистане, многократно выражал свои опасения относительно стремительного захвата талибами новых территорий, а также возможности начала гражданской войны после завершения военной кампании США в Афганистане.
Уход США и НАТО из Афганистана воодушевило лидеров Талибана, которые, пребывая в эйфории, заявили, что это они заставили Запад с позором покинуть Афганистан после 20 лет безуспешной войны против них, а не правительство Ашрафа Гани.
Как бы то ни было, в действительности, сразу после начала вывода западной коалиции, Талибан, вопреки достигнутым договоренностям с США и правительством, перешло в широкомасштабное военное наступление, и захватил почти половину Афганистана.
В настоящее время большинство крупных городов Афганистана находятся в осаде. Но талибы утверждают, что города они не захватили во избежание многочисленных жертв среди мирного населения.
История повторяется?
Таким образом, Талибан повторил свой успех середины 90-х годов. Разумеется, между этими двумя триумфальными шествиями существуют различия. Ниже мы отметим некоторые из них.
1.Когда в середине 90-х годов Движение Талибан выскочило, как «черт из табакерки», даже в самом Афганистане мало кто знал, какие конечные цели преследует эта организация под руководством полуграмотного никому неизвестного муллы Мухаммада Умара с глубинки.
2.Тогда мало, кто догадывался, что Движение Талибан, которое финансировалось богатыми арабскими государствами – Саудовской Аравией и ОАЭ, было создано американскими, британскими и пакистанскими спецслужбами.
В Афганистане многие не верили, что Пакистан и Саудовская Аравия, оказавшие огромную помощь в войне против СССР в 80-х годах ХХ века, хотят использовать Талибан ради реализации своих стратегических целей.
Поэтому формирование общественного мнения и организация вооруженного сопротивление против Движения Талибан, и вчерашних исламских союзников в лице Пакистана и Саудовской Аравии, казалось невыполнимым делом.
Талибы, в свою очередь, воспользовавшись тем, что народ устал от междоусобной борьбы моджахедов после свержения Наджибуллы весной 1992 года, выдвинули ряд лозунгов, которые на тот момент нашли широкую поддержку, что и обеспечило им скорую победу.
Конкретнее, Талибы обещали народу Афганистана следующее:
1. Создание исламского государства и восстановление законов шариата;
2. Разоружение всех незаконных вооруженных формирований и установление мира;
3. Разблокирование или открытие всех дорог, которые контролировались местными командирами.
Но то, что не удавалось правительству Раббани, выполнили своими действиями, сами талибы. Речь о том, что в конце сентября 1996 года захватив власть в Кабуле, талибы показали свое истинное лицо – лицо современных религиозных фанатиков.
Одним из первых жестоких поступков Движения Талибан, который осудил весь мир, было нападение на офис ООН в Кабуле, где уже 5-й год скрывался бывший президент Афганистана Наджибулла, и приехавший навестить его из-за рубежа его брат – Шахпур Ахмадзай.
Талибы, ворвавшись в здание, жестоко избили Наджибуллу и его брата, затем, средь бела дня обоих повесили в центре Кабула, а последующие 3 дня не разрешили снять их для похорон с импровизированной виселицы.
Только в результате вмешательства вождей известного пуштунского племени, к которому принадлежал бывший президент, талибы согласились выдать тела, так как подобное отношение могло настроить против них многие другие пуштунские племена.
Осенью 1998 года талибы, захватив город Мазари Шариф, административный центр провинции Балх, жестоко расправились с 10 иранскими дипломатами и одним журналистом. Также, они арестовали несколько тысяч шиитов – хазарейцев, которых вывезли в Дашти Лайли и расстреляли.
В феврале 2001 года, несмотря на протест цивилизованного мира, талибы взорвали древнейшие статуи Будды в Бамиане. Талибские муллы дали фетву, о том, что статуи были построены до победы ислама идолопоклонниками, поэтому подлежат уничтожению.
Более того, за 5 лет своего существования Исламский Эмират превратил Афганистан в логово исламских террористов, и летом 1996 года из Судана в восточный афганский город Джелалабад прилетел Усаме бен Ладен, которого США объявило террористом №1.
Осенью 1998 года Белый дом обвинил бен Ладена в совершении терактов против своих посольств в Кении и Танзании, и через несколько месяцев, США без предупреждения выпустил 75 ракет по позициям боевиков Движения Талибан в Афганистане.
Закат Исламского эмирата наступил осенью 2001 года, когда Белый дом обвинил в террористических атаках на Международный торговый центр и Пентагон руководителя аль-Каиды Осаму бен Ладена, которого приютили лидеры Движения Талибан.
В результате Антитеррористической операции США, которая была поддержана многими государствами, Исламский Эмират Афганистана был свергнут за менее чем 40 дней, а к зиме 2002 года оно было полностью обезврежено
В этом я убедился в ходе своих неоднократных поездок в Афганистан в 2001, 2003, 2004 и 2005 годах. Я посещал многие провинции во всех частях Афганистана, побывал также в районе Спин Булдак, где появилось Движение Талибан в 1994 году.
Как переводчик СМИ Латвии, которая входила в состав НАТО, вместе со своими коллегами, в разные годы я посещал военные базы этой организации, и видел висевшие на стенах офисов карты Афганистана, где были отмечены неспокойные районы, граничащие с Пакистаном.
В этот период, судя по картам НАТО, лишь несколько провинций на юге считались более или менее опасным для войск иностранцев. За исключением этой небольшой части в любой другой регион Афганистана можно было ехать, не особо опасаясь за свою жизнь.
Источник: Nuqta.tj