О ситуации в ГБАО. Какое морально-психологическое давление испытывает население региона
Анализ эксперта-выходца из ГБАО о том, какую работу ведет в регионе ГКНБ Таджикистана.
На сегодняшний день ситуация в ГБАО остается крайне напряженной и непредсказуемой. Беспрецедентное моральное и психологическое давление Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) на население региона усиливается.
Интернет в ГБАО отключен уже больше месяца. Информационная изоляция жителей Памира от мирового сообщества оказывает в высшей степени негативное влияние на морально-психологическое состояние местного населения.
Также большое давление на население региона оказывается посредством местного (областного) государственного телевидения (ТВ) “Бадахшон”, которое находится под полным контролем ГКНБ.
По этому телевидению ежедневно показывают большое количество жителей Хорога и районов области, которые говорят почти одно и то же: “осуждают” участников мирного митинга и призывают местную молодежь не поддерживать “организованные преступные группировки”. Некоторые выступающие прямо называют участников прошедшего в ноябре мирного митинга “преступниками” и трубуют наказать их.
В основном выступают работники местных органов власти ГБАО, а также бывшие сотрудники органов власти и силовых структур региона. Подавляющее большинство этих людей выступают не по своей воле, их просто заставляют сотрудники ГКНБ. Некоторые из местных жителей заявили об этом в частных беседах. Например, многим угрожают, что если они откажутся от выступления по телевидению, их уволят с работы.
ГБАО является самым бедным регионом Таджикистана, где по официальным данным средняя зарплата составяет 1302 сомони, а минимальная – 400 сомони. Цены на продукты первой необходимости уже недоступны большинству населения. При этом заработная плата остается прежней.
Кроме того, в регионе очень высокий уровень безработицы, поэтому люди не хотят потерять свою работу. Таким образом, многие вынуждены соглашаться на такие унизительные выступления по ТВ.
Тем не менее, некоторые из этих выступающих, в том числе сотрудники местных органов власти, в частных беседах отмечают, что они сами возмущены репрессивными действиями ГКНБ против местных жителей.
Все выступления по местному ТВ крайне одностронние и необъективные. Баланс мнений отсутствует вовсе. Большинство из выступающих повторяют один и тот же текст, подготовленный ГКНБ.
Также немало выступающих осуждают вырубку деревьев (тополей) в Хороге. Несколько деревьев в конце ноября молодежь вырубила для того, чтобы закрыть с их помощью движение по автодороге, так как были опасения, что таджикская армия может напасть на Хорог с использованием тяжелой военной техники. Люди еще помнят, как летом 2012 года несколько тысяч военнослужащих таджикской армии ночью напали на спящий Хорог. Тогда военнослужащие вошли в город на тяжелой военной технике.
Вместе с тем ни один из выступающих по ТВ “Бадахшон” не упомянул о том, что в конце ноября в результате спецоперации ГКНБ и последующих событий были убиты из огнестрельного оружия 3 молодых жителя региона, а десятки местных жителей получили огнестрельные ранения. Кроме того, в безоружных участников митинга стреляли боевыми патронами, и несколько человек получили ранения. Об этом тоже все выступающие молчат.
Также никто из выступающих не говорит о том, что в регионе уже около месяца отключен интернет, в результате чего многие потеряли работу, студенты не могут нормально учиться, а родители лишены возможности общаться с детьми, которые работают или учатся за пределами Таджикистана.
Многие абитуриенты, которые планировали поступать в зарубежные высшие учебные заведения, были вынуждены из-за отсутствия интернета поехать в Душанбе. Поездка из Хорога в Душанбе и обратно стоит 800 сомони. Много денег также необходимо для проживания в столице страны. Студенты Университета Центральной Азии в Хороге тоже не могут продолжить обучение.
Отключение Интернета в ГБАО мешает лишь простым законопослушным гражданам работать и зарабатывать на жизнь себе и своим детям. В регионе, где население с трудом сводит концы с концами, власти такими действиями создают дополнительные социально-экономические проблемы для людей.
Реакция населения ГБАО на выступления по местному телевидению
Большинство местного населения ГБАО, особенно молодежь, относится к этим выступления крайне негативно. При этом часть общества считает, что не стоит местным жителям, даже если они работают в органах власти, выступать по телевидению с обвинением в адрес участников мирного митинга. По мнению других, у выступающих нет другого выхода и они просто вынуждены так поступать.
Немало и тех, кто отказывается от выступлений по телевидению, прямо заявляя сотрудникам ГКНБ, что они далеки от политики и не намерены делать какие-либо заявления по телевидению. Например, недавно несколько врачей Хорога отказались выступать по ТВ. Сотрудники ГКНБ пригрозили им увольнением с работы, но врачи ответили, что они сами готовы уйти. Пришлось оставить их в покое, так как в ГБАО и так ощущается острая нехватка врачей.
Фильм о ноябрьских событиях
В начале декабря по ТВ “Бадахшон” показали “документальный” фильм, подготовленный ГКНБ. Этот фильм такой же необъективный и односторонний, как и выступления местных жителей по ТВ “Бадахшон”.
В фильме тоже речь идет об “организованных преступных группировках” ГБАО, но упоминается лишь житель Рошткалинского района Гулбиддин Зиёбеков, которого сотрудники ГКНБ пристрелили во время задержания. Говорится о том, что якобы он оказывал вооруженное сопротивление. В фильме показали пистолет, из которого задержанный якобы один раз выстрелил в сотрудника ГКНБ и пуля попала в его бронежилет.
Но люди спрашивают, если Зиёбеков не хотел сдаваться, почему он выстрелил всего лишь один раз? На самом деле никто в ГБАО не верит в то, что у Зиёбекова во время его задержания был пистолет. Очевидцы говорят, что пистолет был ему подброшен.
Странно, что в этом фильме вообще не упоминается о других жителях ГБАО, которые были убиты в ходе ноябрьских событий. А ведь кроме 3иёбекова погибли еще трое местных молодых людей, а еще десятки получили огнестрельные ранения. Если бы они были в чем-то виновны, об этом обязательно говорили бы в фильме. Но об этом промолчали, что свидетельствует о том, что навешивать ярлык “преступник” на этих ребят ГКНБ просто не мог, так как не было никаких фактов об их виновности. Поэтому о них вообще ничего в фильме не говорится.
В целом можно сказать, что большинство населения города Хорога считают и фильм, и выступления вынужденных “сторонников” власти по местному телевидению необъективными, односторонними и провокационными. Люди считают, что таким образом ГКНБ стремится сформировать в стране общественное мнение о том, что якобы большинство жителей Хорога являются “преступниками”.
Оценка действий председателя ГБАО
По мнению местных жителей, если бы исполняющий обязанности председателя ГБАО Мирзонабот АлишерХудоберди в первый же день мирного митинга вышел к собравшимся и поговорил бы с ними, уровень напряженности в Хороге мог бы снизиться. Несколько тысяч участников митинга из Хорога и районов ГБАО ждали его выступления на митинге три дня.
Но, по некоторым данным, ему не разрешили выйти к митингующим сотрудники ГКНБ. Председатель ГБАО, который ранее работал в ГКНБ и имеет звание генерала, не мог им противоречить. Таким образом, было упущено много времени для ведения переговоров.
Некоторые местные жители считают, что ГКНБ специально не разрешил главе ГБАО поговорить с участниками митинга, чтобы обострить ситуацию в регионе. Что касается тех, кто бросил камни в главу ГБАО, сами участники митинга считают их провокаторами.
Причины активизации репрессий на Памире
Некоторые местные жители говорят, что, возможно, в скором времени ожидается передача власти от президента Рахмона его преемнику. Поэтому обостряется политическая борьба за власть между представителями околовластной «элиты». Возможно, нынешнее обострение ситуации в ГБАО стало следствием этой политической игры. Ведь чем напряженнее ситуация, тем больше власти и полномочий получает ГКНБ.
Агрессивные действия ГКНБ в ГБАО, в результате которых погибли 3 молодых людей и десятки были ранены, а также усиление морально-психологического давления на жителей региона свидетельствуют о том, что сегодня управление Памиром полностью передано в руки ГКНБ.
Местная власть, по сути, не имеет никакой возможности повлиять на ситуацию. Тем более это стало ясным после назначения председателем ГБАО Мирзонабота Алишера Худоберди, генерала ГКНБ.
Бывший председатель ГБАО Ёдгор Файзов мог позволить себе иногда не соглашаться с действиями силовых структур в ГБАО. Именно за это его и сняли с должности. Не случайно, что всего через несколько дней после назначения Мирзонабота Алишера началось обострение ситуации в ГБАО.
Президент и правительство не сделали никаких заявлений по поводу нынешних событий в ГБАО, что свидетельствует о том, что власть в регионе полностью переходит к ГКНБ.
В настоящее время в ГБАО ведутся активные действия по установлению диктатуры. На первом этапе проводится политика разделения общества ГБАО на конфликтующие стороны. Кроме того, ГКНБ также проводит работу по разжиганию конфликта между районами ГБАО.
Единственное, в чём можно быть абсолютно уверенным – это то, что сами памирцы никоим образом не заинтересованы в нестабильности в своем регионе. Они хотят мира для своих детей и внуков и ради их мирного будущего готовы терпеть очень многое, в том числе нынешнее бедственное социально-экономическое положение.
Местные жители говорят, что они за мир и против войны. Об этом также заявили участники мирного митинга, прошедшего в конце ноября. Следует подчеркнуть, что в ходе ноябрьских событий памирцы никого не убивали, они лишь протестовали против несправедливости и незаконных действий силовых структур.
Сегодня все меньше и меньше жителей ГБАО надеются, что президент и правительство Таджикистана сделают правильные и объективные выводы из недавних трагичных событий в ГБАО. К сожалению, власти не извлекли уроки из событий 2012 и 2014 годов. Некоторые даже говорят, что, возможно, президент вообще не информируется о том, что на самом деле происходит на Памире. Если он в курсе, почему он не делает никаких заявлений, спрашивают люди?
Авторитарная власть, которая на наших глазах превращается в диктатуру, не может или не хочет понять одну простую истину: памирцы будут сопротивляться навязыванию им рабского мышления и поведения, а также стремлению властей Таджикистана принудительно ассимилировать их.
Борьба против языков и традиций Памира
Сегодня руководство и подавляющее большинство сотрудников силовых структур в ГБАО являются выходцами из других регионов Таджикистана. Многие из них ведут себя в отношении местного населения очень грубо, вызывающе и высокомерно. В центре города, где расположено здание ГКНБ, его сотрудники стоят с автоматами. Стояли они там с оружием и до ноябрьских событий в ГБАО.
Во время прохождения митинга они, вооруженные автоматами, ходили вдоль автодороги в центре Хорога и громко обзывали местных молодых людей оскорбительными и бранными словами, несмотря на то, что на улице находились женщины и дети. Таким образом, сотрудники ГКНБ хотели спровоцировать местную молодежь на конфликт.
Приезжим сотрудникам силовых структур глубоко чужды памирские обычаи и традиции, и они вообще не знают местных языков. Часто они презрительно называют памирцев «гансами» из-за того, что местные жители говорят на своих родных языках.
В последнее время ведется активная и открытая борьба против памирских языков и традиций. Усиливается давление на школы, и даже детские сады.
Представители силовых структур посещают школы и требуют от учителей и учащихся общаться только на таджикском языке. Даже в детских садах они требуют от воспитателей, чтобы дети общались только на таджикском языке. Они также требуют у детей дошкольного возраста читать наизусть гимн Таджикистана, а ведь этот сложный текст выучить маленьким детям не так просто.
На местном телевидении полностью запретили речь на памирских языках и даже песни на местных языках.
13 декабря исмаилиты всего мира праздновали день рождения своего духовного лидера – Ага Хана IV. Но на местном телевидении в отличие от прежних лет в этот день даже не упомянули об этом событии.
Все эти факты свидетельствуют об открытой и усиливающейся борьбе властей Таджикистана против местных языков, религиозных и культурных традиций Памира. Многие местные жители считают, что конечной целью этой политики является полная ассимиляция народов Памира.
Разделяй и властвуй
Принуждение местных жителей к выступлению по ТВ “Бадахшон”, а также показ “документального” фильма о ноябрьских событиях в ГБАО преследуют несколько целей:
1. Оправдать провальную спецоперацию ГКНБ, в результате которой погибли местные жители. Именно вследствие этой спецоперации в ГБАО резко обострилась ситуация.
2. Оказать на местное население моральное и психологическое давление, вынуждая их стать более лояльными к репрессивной политике властей страны. Отключение интернета в качестве “коллективного” наказания всех жителей ГБАО также служит этой цели.
И, наконец, главная цель:
3. Разделить общество ГБАО на две противоположные стороны (сторонники власти и ее противники) и разжечь конфликт между ними. Таким образом, ГКНБ действует согласно принципу “Разделяй и властвуй”. Посеяв вражду между самими жителями ГБАО, ГКНБ надеется значительно усилить свою власть в ГБАО. Если в регионе будет сохраняться нестабильность, ГКНБ получит дополнительное финансирование от правительства, а также увеличит количество своих сотрудников.
Стремление разжечь конфликт между районами ГБАО
ГКНБ не остановился только на разжигании вражды между жителями Хорога – сторонниками властей и оппозиционно настроенной частью общества.
На прошлой неделе в Хороге состоялась сессия народных депутатов парламента ГБАО. Депутаты из Дарвазского и Ванджского районов в своих выступлениях, которые показывали и продолжают показывать по местному телевидению “Бадахшон”, обвинили жителей Хорога в том, что якобы они препятствуют жителям Дарвазского и Ванджского районов учиться и торговать в этом городе.
На самом деле в Хороге учатся и занимаются бизнесом большое количество жителей разных регионов Таджикистана и местные жители относятся к ним вполне позитивно.
Также депутат из Дарвазского района заявил, что если власти ГБАО не наведут порядок в Хороге, Дарвазский район может отделиться от ГБАО и присоединиться к другому региону Таджикистана. Никто не сомневается, что провокационные заявления депутатов Дарвазского и Ванджского районов сделаны по требованию ГКНБ, чтобы спровоцировать конфликт между жителями разных районов ГБАО.
Стоит отметить, что жители Дарвазского и Ванджского районов исповедуют суннитский ислам (суннизм) в отличие от населения Хорога и других районов ГБАО (за исключением Мургабского района), где большинство населения являются приверженцами исмаилизма – шиитского направления ислама. Таким образом, весьма вероятно, что ГКНБ может использовать конфессиональные различия между районами ГБАО для того, чтобы спровоцировать в ГБАО также конфликт на религиозной почве.
Выводы
Стремясь установить в ГБАО диктатуру силовых структур, ГКНБ стремится спровоцировать конфликт в регионе согласно принципу “Разделяй и властвуй”.
С одной стороны, принуждая местных жителей, в основном сотрудников органов власти, выступать по телевидению с обвинениями в адрес участников прошедшего митинга, ГКНБ сеет вражду между вынужденными “сторонниками” властей и их оппонентами.
С другой стороны, ГКНБ разжигает ненависть между жителями разных районов ГБАО, жители которых исповедуют различные направления ислама – суннизм и исмаилизм.
Кроме того, ГКНБ своими агрессивными действиями стремится спровоцировать молодежь ГБАО на насильственные действия против местных властей. Чем дольше в регионе сохранится нестабильность, тем выгоднее для ГКНБ, который будет требовать для своей дальнейшей деятельности больше финансирования и полномочий.
Такая опасная и провокационная деятельность ГКНБ может привести к масштабному конфликту между безоружным населением Хорога и силовыми структурами. В случае подобного конфликта весьма вероятно вмешательство вооруженных сил Таджикистана. В конечном итоге жертвами этого конфликта могут стать немалое количество мирного населения ГБАО.
Местные жители спрашивают: Согласованы ли репрессивные действия ГКНБ с руководством Таджикистана? Есть ли у президента реальная и объективная информация о том, что происходит в ГБАО? Действительно ли реальное управление ГБАО передано в руки ГКНБ или президент пока не в курсе реальной ситуации в регионе?
Многие считают, что если ГКНБ действительно переданы полномочия по управлению ГБАО, а последние события это подтверждают, тогда ситуация может значительно обостриться. В этом случае регион могут ожидать большие потрясения.
Вместе с тем жители ГБАО надеются, что международные организации (ООН, ОБСЕ и др.) и правительства стран Запада окажут политическое давление на руководство Таджикистана и потребуют от него прекращения репрессивной и дискриминационной политики в отношении населения Памира.
Население ГБАО более месяца лишено доступа к интернету, что являтся явным нарушением прав более 230 тысяч жителей Памира. Таким образом, власти Таджикистана мстят жителям Памира за нелоялность авторитарной власти, мирную борьбу за свои гражданские права и стремление сохранить свою этническую, культурную и конфессиональную идентичность.