Аналитика Избранное Общество

Почему в Таджикистане не принимают новый Налоговый кодекс?

3 февраля, 2021

author:

Array

Почему в Таджикистане не принимают новый Налоговый кодекс?

Новое законодательство, призванное облегчить нагрузку на бизнес, обещали запустить ещё в середине прошлого года. Но как выяснилось теперь, ждать нам его придется еще минимум три месяца. А ждут его очень, особенно предприниматели…

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон во время своей трёхчасовой речи перед парламентом в минувший вторник упомянул новый Налоговый кодекс лишь одним предложением. Он поручил министерству финансов завершить его разработку с учётом упрощения предпринимательской деятельности, в особенности производственной, и представить правительству страны до марта, передает “Азия-Плюс“.

А значит, новое законодательство у нас будет не скоро, так как рассмотрение, одобрение и принятие проекта правительством, двумя палатами парламента и его подписание президентом, как показывает практика, занимает довольно много времени. 

Тем временем, предприниматели ждут обещанный Кодекс уже почти два года: ещё в мае 2019-го президент поручил подготовить проект нового Кодекса с учётом интересов субъектов предпринимательства и других граждан республики.

В феврале прошлого года министр финансов Файзиддин Каххорзода сказал на пресс-конференции, что проект документа практически готов, и в ближайшее время будет направлен правительству. Принять его планировалось до сентября, чтобы на его основе разработать бюджет на 2021 год.

Летом прошлого года в Налоговом комитете повторили практически то же самое: подготовка проекта завершается, и он в скором времени будет предоставлен правительству.

Налоги и вирус. В чём связь?

Руководство Налогового комитета в июле минувшего года сообщило журналистам, что принятие нового Кодекса задерживается из-за создавшейся в стране ситуации с пандемией. Правда, каким именно образом это связано, не пояснили.

Но дело, скорее всего в том, что объём сбора налогов в прошлом году сократился, а новый Кодекс предполагает множество послаблений для бизнеса, особенно для производственного предпринимательства.

Вирус существенно замедлил экономическую активность в стране, многие ограничили свою работу, а некоторые вовсе закрылись, в том числе, компании, которые занимаются обслуживанием туристов: авиакомпании, аэропорты, гостиницы и прочие.

В результате, к началу декабря прошлого года госбюджет получил налогов почти на 500 млн. сомони меньше, чем в этом же периоде 2019 года. А правительство рассчитывало на увеличение налоговых поступлений на 10%.

Сократился объём главных налогов – НДС и подоходного налога, которые обеспечивают вдвоём около 60% налоговых поступлений в бюджет. Удельный вес НДС в 2010-2020 годы составлял в среднем 44%, а подоходного налога – 14%. Также снизился объём налога на прибыль, и некоторые другие обязательные платежи.

При этом, уровень зависимости главного кошелька страны от налогов можно оценить следующим: среднегодовая доля налогов в общем объёме доходов бюджета в 2010-2020 годы составила 68%.

«Налог на  Google»

Среди нововведений в проекте Кодекса значилась отдельная глава, которая предполагала налогообложение электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, или же их таджикскими агентами.

Так как данная глава направлена на расширение налоговой базы и, соответственно, на увеличение сбора налогов, власти не стали ждать запуска нового Кодекса, и приняли эти поправки в действующий с 2013 года Кодекс.

Поправки были внесены в конце прошлого года, а вступили в силу с началом этого года.

Что ещё планировалось изменить?

В расположении «Азия-Плюс» находится один из вариантов проекта нового Налогового кодекса, которым предполагается множество изменений. Мы будем останавливаться на наиболее важных из них.

Сокращение налогов

Авторы проекта предлагают сократить количество налогов с действующих 10 до 7 наименований. Планируется, в частности, упразднить налог с продаж первичного алюминия, который предлагается рассматривать в качестве платежа.

Также предлагается аннулировать налог с пользователей автомобильных дорог и внести его в состав акцизного налога.

Налог на транспортные средства и налог за недвижимое имущество предлагается объединить, и относить их к местным налогам.

В итоге останутся 6 общегосударственных налогов (подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы, социальный налог, налоги за природные ресурсы) и 1 местный налог.

К действующим на данный момент налогам относятся:

– налог на прибыль предприятий

– подоходный налог с физических лиц

– налог на фонд заработной платы (подоходный налог и социальный налог)

– налог на добавленную стоимость

– акцизы

– налог с первичных продаж (алюминия, хлопка)

– налог с пользователей автомобильных дорог

– налог на недропользование

– налог на недвижимость и землю

– налог на доходы нерезидентов, удерживаемый у источника выплаты.

Ставки 

Предполагается изменить ставки некоторых налогов, в том числе, снизить ставку главного налога – НДС: с 18% до 15%.

Ставку социального налога для страховщиков (работодателей) с учётом рекомендаций международных институтов предлагается снизить с 25% до 20%. Кстати, доля этого налога в общем объёме налогов составляет в среднем 12%.

Планируется упростить порядок вычета подоходного налога и установить для него единую ставку.

Также ожидается, что будет единая ставка на валовый доход субъектов предпринимательства в размере 18%. В настоящее время производители товаров уплачивают налог на прибыль в размере 13%, а остальные – 23%.

Предлагается наряду с новыми производственниками освободить от уплаты налога на прибыль (упрощённый налог) сроком на 5 лет также действующие предприятия, которые вливают дополнительный капитал в свой уставной капитал.

Для компенсации предоставляемых послаблений авторами проекта предлагается установить налог на прибыль для мобильных компаний и недропользователей в размере 20%, а для букмекерской и лотерейной деятельности – в размере 25%.

Также проект нового Кодекса содержит изменения по налоговым режимам и системе контроля.

Проблем очень много и они не решаются

Представители международных финансовых институтов неоднократно советовали правительству снизить налоговую нагрузку на частный сектор.

Действующий Налоговый кодекс подвергается критике со стороны предпринимателей, инвесторов, независимых специалистов и даже дипломатов.

О «непомерно высоком налогообложении» ранее говорил посол России Игорь Лякин-Фролов, а посол США Джон Марк Поммершайм в прошлом году добавил к «высоким налогам» «непрозрачное налоговое законодательство, в том числе, коррупцию среди налоговиков».

Экс-глава представительства Азиатского банка развития в Душанбе Прадип Сривастава предложил поменять направленность налогового законодательства республики, которое, по его мнению, сконцентрировано на сборе средств.

Он отметил, что в 2016 году АБР оказал Таджикистану бюджетную поддержку взамен выполнения правительством определённых требований.

«Одним из требований на тот момент было сокращение количества инспекционных проверяющих органов. Что получилось? На бумаге количество инспекционных органов было сокращено, но фактическое доказательство этого мы не увидели. Представители бизнеса жаловались, что по факту картина не изменилась», – сказал «Азия-Плюс» Сривастава.

Местные предприниматели и эксперты давно уже воздерживаются открыто указывать на проблемы. В приватных беседах они говорят практически о том же, что и дипломаты: слишком тяжёлое налоговое бремя, что заставляет многих предпринимателей скрывать свои истинные доходы и вести двойную бухгалтерию, другие выводят свой капитал в соседние страны, где более благоприятная среда для ведения бизнеса.

Отмечается также слишком сложная налоговая система, которую не совсем понимают даже сами налоговики, а недопонимания всегда решаются коррупцией.

Добавляют ко всему прочему также послабления в пользу отдельных налогоплательщиков, требования о внесении авансовых платежей, злоупотребления налоговиков своим служебным положением.

Специалисты считают, что облегчение налоговой нагрузки в краткосрочной перспективе, как и любое другое начинание, сократит объём сборов, но в среднесрочной, и тем более, в долгосрочной перспективе обеспечит прозрачность работы предпринимателей и рост их количества, что приведёт к увеличению доходов бюджета, а значит – благосостоянию населения страны.

Представители Всемирного банка в своей последней «Оценке налоговой системы Таджикистана» отмечали, что наша республика всё ещё находится среди стран мира с наиболее высокими налоговыми нагрузками на средние предприятия.

Авторы исследования отмечают, что за последние годы общая налоговая ставка средних предприятий в Таджикистане снизилась с 75% до 65%, однако она все ещё остаётся одной из самых высоких в мире. К примеру, общая налоговая ставка в Кыргызстане составляет 29% и Узбекистане – 38%.

Предприниматель, кто он такой?

Предприниматели, в нашем понимании, в первую очередь, это наиболее предприимчивые трудоголики в обществе, которые умудряются обеспечить работой и материальными благами не только себя, но и большинство других членов общества.  

Это описание легко и показательно можно обосновать цифрами, которые были озвучены президентом страны в минувший вторник во время его очередного обращения к парламенту.

Так, частным сектором обеспечивается 68% существующих в стране рабочих мест. При этом, многие из тех, которые работает в государственном секторе (бюджетники) тоже получают свои зарплаты главным образом благодаря предпринимателям, так как 80% налоговых доходов бюджета образуются за счёт денег частного сектора. А доля налогов в бюджете, как уже говорили, составляет 68%.

Вклад частного сектора в экономику республики (его доля в ВВП) составляет 70%.

Частному сектору передано 90% бывшего государственного имущества в результате приватизации, реструктуризации субъектов естественной монополии и крупных предприятий.

В целом в стране зарегистрировано более 640 тысяч субъектов предпринимательства (компании и индивидуальные предприниматели). Количество занятых в экономике страны граждан составляет свыше 2,4 млн., человек.

Array
Translate >