Почему Таджикистан на первом месте по смертности от коронавируса?
Таджикистан, одним из последних объявивший о подтвержденных случаях коронавируса в стране, сейчас вышел на первое место в Центральной Азии по числу жертв COVID-19.
Причина – несвоевременная реакция на пандемию, нехватка специалистов, защитных средств, лабораторий и оборудований, а также безответственность граждан, считают эксперты, пишет Азия-Плюс.
Первые в регионе
В Таджикистане число зараженных коронавирусом по состоянию на 22 мая достигло 2 тысячи 551 человек. За сутки в стране был выявлен еще 201 зараженный. Летальных исходов зарегистрировано не было: показатель смертности остался прежний – 44 человека с начала эпидемии.
По числу жертв Таджикистан уже обогнал все страны региона. До этого на первом месте был Казахстан – 34 человека. Затем шли Кыргызстан – 14 погибших и Узбекистан – 12.
Многие эксперты ставят под сомнение достоверность подсчета погибших в постсоветских странах, считая их заниженными. На прошлой неделе газеты Financial Times и New-York Times опубликовали статьи, согласно которым смертность в России, например, может превышать официальные данные на 70%.
В Таджикистане также ведется альтернативный подсчет смертей в республике на сайте kvtj.info. На вечер 17 мая в списке тут значились более 240 погибших, среди них только за последний месяц – 23 врача.
Но даже данные официальной статистики заставляют задуматься, почему в Таджикистане за две недели так много смертей и что нужно делать, чтобы остановить коронавирус.
На эти вопросы на условиях анонимности ответили таджикские врачи, которые одними из первых встретили коронавирус на своих постах.
«Мы поздно спохватились и медленно реагируем»
– Мы должны были приять неотложные меры по профилактике коронавируса уже с января этого года, когда ситуация в Китае вышла из-под контроля и вирус стремительно начал распространяться по всем регионам страны, – считает врач столичной больницы.
По ее словам, почти все меры, если не считать закрытие международных авиа-сообщений, были приняты с опозданием.
– И когда появились первые признаки того, что коронавирус проник в республику, почему-то Минздрав не спешил обнародовать подробности, объясняя болезни чем угодно, только не коронавирусом. Только в апреле мы начали спешно переходить на массовое производство масок и антисептиков, готовить места для возможных больных.
Но подготовить врачей к пандемии, запастись лекарствами, необходимым оборудованием, защитными средствами, особенно полным комплектом защитных спецсредств, так и не смогли. Нехватка всего этого, а также несвоевременная информация медперсонала, населения, стало причиной того, что сейчас мы видим. И хотя сегодня ситуация с обеспечением больниц улучшается, мы поздно спохватились и медленно реагируем на происходящее, – говорит врач.
В Таджикистане, по данным Минздрава, действует только одна лаборатория, способная проводить анализы на коронавирус. Она может проводить до 250 тестов в день. При таких темпах на то, чтобы проверить на вирус хотя бы 1% населения, уйдет около 400 дней.
Регионы – слабое звено
В первые дни поступления больных, большинство медучреждений в регионах столкнулись с острой нехваткой дезинфицирующих средств, защитных костюмов, медицинских масок и аппаратов искусственной вентиляции. Многие из них не оказались готовыми к диагностике и лечению больных.
Несмотря на заявления властей о полной готовности медучреждений, на самом деле, все оказалось не так, как они рисовали в своих отчетах.
Врачам запрещали жаловаться на отсутствие медикаментов и защитных средств, но анонимно некоторые из них рассказывали СМИ и соцсетям о проблемах.
Например, врачи в Муминабаде жаловались на то, что на весь район тут есть лишь один аппарат ИВЛ. В СМИ также просочились сведения о плачевном состоянии больниц и клиник в Пенджикенте, Истаравшане, Вахше, Шахритусе, Раште и ряде других районов республики.
Кулябский регион: Безответственность людей и нехватка специалистов
Помимо проблем, указанных выше, другой немаловажной причиной быстрого распространения коронавируса по стране стало безответственное отношение людей и коррупция, считает опытный врач-инфекционист из Куляба.
– В Хатлонской области первые признаки заражения коронавирусом появились еще когда были доставлены наши мигранты из России. Из аэропорта Куляба их отправили на автобусах на карантин.
Однако некоторые из них, пользуясь поддержкой своих влиятельных знакомых, сумели избежать изоляции и разъехались по домам, – рассказывает врач.
На рост смертельных случаев сказалась и нехватка оборудования, средств индивидуальной защиты и специалистов.
– Мы даже сегодня испытываем трудности в своевременном определении вируса. Многих больных со средним течением болезни в больницах не принимают, советуя лечиться дома. А там они заражают других членов семьи. Это серьезная проблема, – считает врач.
Главврач центральной больницы Восейского района С. Иброхимзода говорит, что с начала пандемии здесь умерли 10 больных.
– Это в основном люди старше 60 лет, имевшие хронические болезни. Сейчас ситуация улучшилась, больных стало меньше. Но в селах ситуация все еще сложная, – говорит врач.
В районе Хамадони по словам главврача райбольницы Розикова с начала пандемии умерли 6 человек.
– У нас в районе много больных туберкулезом, а этот вирус, как известно, поражает в первую очередь легкие, – сообщил он.
Об опасности увеличения жертв и больных в регионе рассказал и другой врач.
– В Кулябском регионе не хватает опытных врачей-инфекционистов, кроме того, у нас много больных туберкулезом, а в случае нехватки ИВЛ или же неправильного лечения, количество смертей может увеличиться, – поясняет медик.
Врач из Согда: Врачи и население не были готовы к COVID-19
Поскольку врачам запретили говорить на эту тему с журналистами, наш источник из Худжанда, врач, который был на передовой и своими глазами видел много смертей, также пожелал остаться анонимным.
– Да, мы врачи не были готовы к этому, и население тоже не осознавало до конца всю опасность. Думали, что это просто простуда и пройдет. Да, немаловажную роль сыграло и то, что с первых дней появления вируса его скрывали от народа, что и стало основной причиной множества смертей среди населения области. Сейчас уже население знает, что если у кого-то поднялась температура и появился кашель, нужно вызывать скорую, – отметил врач.
По его словам, в будущем, чтобы снизить количество смертей и заражения населения новым коронавирусом, нам необходимо объявить усиленный карантин хотя бы на один месяц.
– Пусть все сидят дома, в изоляции. Этот самый верный путь, – добавил он.
Подтвердил слова своего коллеги и другой врач, который также находится сейчас среди больных, зараженных коронавирусом. По его словам, скрывая факт наличия лиц зараженных COVID-19, ответственные лица допустили непростительную ошибку.
– Люди не знали о своем статусе, им говорили, что у нас нет коронавируса, – говорит медик. – Они находились в близком контакте с членами своей семьи, близкими, сотрудниками – и вот это послужило основной причиной распространения коронавируса.
По его словам даже сейчас еще можно избежать многих смертей, объявив в республике карантин, как это делают в других странах.
Минздрав: В медучреждениях всего хватает
Минздрав заявляет, что в республике пока нет недостатка в местах для приёма и размещения больных с коронавирусом, а все медучреждения обеспечены лекарственными препаратами и защитной одеждой для врачей.
«В Таджикистане, несмотря на ежедневное увеличение больных коронавирусом, нет проблем с нехваткой медицинских кадров, занятых лечением пациентов с COVID-19. В случае нехватки специалистов в медучреждениях, где лечатся пациенты с коронавирусом, они будут привлекаться из других учреждений», – сообщает НИАТ «Ховар», ссылаясь на Минздрав республики.
Также госагентство отмечает, что все медучреждения страны, где лечатся люди с диагнозом COVID-19, обеспечены необходимыми лекарственными препаратами, условиями для оказания медуслуг, защитной одеждой, дезинфицирующими средствами и высококвалифицированными специалистами.
«По информации Министерства здравоохранения, на сегодняшний день в учреждениях здравоохранения страны создано 42 тысячи койко-мест.
В Душанбе в медучреждениях насчитывается 5756 коек для приёма людей, заражённых COVID-19. В ближайшую неделю будет создано ещё 2 тысячи койко-мест», – отмечается в сообщении.
В условиях распространения коронавируса в Таджикистане востребованы анестезиологи, пульмонологи, реаниматологи, терапевты, кардиологи. Работа по открытию дополнительных медучреждений и распределению врачей ведётся централизованно, сообщает Минздрав.