Протест за Гулбиддина Зиёбекова – больше, чем просто протест, это борьба за справедливость
В редакцию Pamir Daily News предоставили свой материал студенты одного из международных вузов, обучающиеся на факультете журналистики. Мы решили предоставить им платформу и опубликовать их материал.
В ноябре 29-летний гражданин Таджикистана Гульбиддин Зиебеков был найден мертвым. Предположительно, он был застрелен сотрудниками государственной безопасности (ГКНБ РТ от ред.) при проведении спецоперации по его поимке. Его смерть вызвала волну 4-дневных демонстраций среди жителей Хорога, Таджикистан.
“Мы хотим мира и справедливости”, “Сегодня Гулбиддин, а завтра я?”, “Буду стоять как мои горы!” – это фразы, которые можно найти в таджикских аккаунтах в социальных сетях. Более 2000 человек вышли на улицы в знак протеста против несправедливости, совершенной по отношению к Гулбиддину на главной площади Хорога. Это превратилось в крупнейшую акцию протеста за последние десять лет в стране, где правительство обычно подавляет протесты. Когда люди начали протестовать, был отключен интернет в регионе, чтобы не допустить распространение информации.
Лицом протестов стала мать Гулбиддина, которая на протяжении двух дней отказывалась хоронить сына, стоя возле площади. Мать ждала ответов от чиновников о том, почему был застрелен ее сын. Через четыре дня после прекращения протестов было достигнуто соглашение между правительством и жителями. Переговорами руководили 44 гражданских наблюдателя, которые также будут следить за результатами продолжающегося расследования. Граждане Таджикистана провели глобальный конгресс в защиту прав и свобод человека в ГБАО с участием Таджикистцев со всего мира. Они выступили с петицией с более чем 15 тысячами подписей, требующей изменений, касающихся ситуации 25 ноября, укрепления местных властей и демилитаризации региона. Но правительство еще не выполнило их требования, включая восстановление подключения к Интернету в ГБАО.
Начало/истоки конфликта
По данным сотрудников службы безопасности, в прошлом году Гулбиддин избил помощника государственного прокурора, который домогался молодой женщины в районе Рошткала. Родственники Гулбиддина утверждали, что женщина, которую он защищал, хотела решить личные проблемы с местными властями, тогда как помощник прокурора обещал помочь ей в обмен на сексуальные услуги. Ранее, в социальных сетях было опубликовано видео, на котором помощник прокурора принес свои извинения жителям, а также женщине за свои действия. Согласно версии правоохранительных структур, Зиебеков был причастен к инциденту.
Дело в отношении Зиёбекова было прекращено полтора года назад бывшим главой ГБАО Ёдгором Файзовым, но с приходом нового главы региона Алишера Мирзонабота оно вновь было возбуждено. “Не верьте слухам или информации, которая не основана на фактах. Гражданские должностные лица должны выполнять свои обязанности в соответствии с национальным законодательством и прилагать усилия для реализации планов действий, направленных на повышение эффективности”, – прокомментировал Мирзонаботов после акции протеста. Председатель ГКНБ Таджикистана Саймумин Ятимов на встрече с активом ГБАО ссылаясь на видеоролик объявил Гулбиддина преступником без суда и следствия вопреки принципу презумпции невиновности
Смерть Гулбиддина
Многие были шокированы обстоятельствами смерти Гулбиддина, которые до сих пор оспариваются. Силовые структуры отмечают, что смерть Зиёбекова наступила в результате кровопотери. Однако очевидцы инцидента в интервью таджикской службы Радио «Свобода», заявили, что когда Зиёбекова забирали с моста у кишлака «Тавдем», он еще был жив. Согласно экспертизе из тела Гулбиддина извлекли семь пуль: 4 пули попали ему в ноги, одна в живот, одна в голову и одна в сердце.
Борьба за справедливость
К протестному движению присоединились сотни таджикестанцев, проживающих в Германии, США, Европе и Канаде перед зданием Организации Объединенных Наций. Люди были обеспокоены тем, что таджикские правительственные чиновники убивали местных жителей, не беря на себя ответственность. Власти так и не смогли обосновать применения оружия в отношении Зиёбекова.
В России протесты прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Как подчеркивает участник акции протеста в Санкт-Петербурге Абутробов Фахри, “В демонстрации приняли участие те, кто беспокоятся о своей общине. Когда мы увидели видео с солдатами, марширующими через горы, мы встревожились”. Люди были обеспокоены тем, что события 2012 года могут повториться снова, когда в Хороге была осуществлена таджикская военная интервенция. Правительство хотело нейтрализовать определенных лиц в городе, но, по официальным данным, 23 военнослужащих и 21 невинных людей погибли.
“Поступок Гулбиддина – героический. Во-первых, он не молчал. Во-вторых, он боролся за достоинство женщины – это то, что должен делать каждый мужчина”, – сказал 28-летний Ахмед, участник московской акции протеста, где собрались тысячи жителей Таджикистана. Гулбиддин был последней каплей терпения по отношению к несправедливости.
Жители Памира подчеркивают, что протест не ярко-выраженного политического характера, но повысил осведомленность о свободе и мире, которые каждый хочет видеть в своей стране. Никто не отрицает тот факт, что у Гулбиддина не было каких-либо нарушений закона, но он отстаивал права и честь женщин всей нации. “Мы любим свою страну. Мы ценим свою историю и вековое наследие. Очень важно, чтобы во главе государства сидели разумные, гуманные и компетентные люди, которые объединяют народ. Насилием ничего не добиться”, – пояснил Абутробов.