Аналитика Новости

Спецоперации в Хороге девять лет: изменилась ли ситуация?

25 июля, 2021

author:

Array

Спецоперации в Хороге девять лет: изменилась ли ситуация?

Прошло девять лет проведению спецоперации правительственных войск в Хороге. По этому случаю решили перепубликовать материал Радио Озоди.

Утро 24 июля для сотен молодых жителей Хорога начинается с утренней молитвы и посещения могил жертв тех событий, где читают суры из Корана и вспоминают их.

30-летний Назар один из тех, кто активно соблюдает эту традицию. Он говорит, что среди погибших есть его родственник, который умер от пули снайпера у себя во дворе. «За восемь лет никто его семье так и не объяснил, почему их сын был убит и кто за его смерть несет ответственность», – говорит наш собеседник.

Что говорят жители?

Официально войска в город были введены с целью задержания подозреваемых в убийстве генерала ГКНБ Абдулло Назарова, позже власти стали требовать выдачи бывших полевых командиров, которых обвинили в целом ряде преступлений. Сами лидеры назвали спецоперацию демонстрацией силы и попыткой зачистки региона от вчерашних оппонентов.

Последующие годы показали, что спецоперация в Хороге стала лишь началом систематической дестабилизации в регионе.

На вопрос о том, как ситуация изменилась после событий 2012 года, жители Хорога отвечают неоднозначно.

«Мне кажется, стало больше порядка на дорогах. Сократилось количество машин с темными окнами, чувствуется, что сотрудников правоохранительных органов стали больше бояться», – говорит местная учительница, не пожелавшая назвать своего имени.

Другой житель города Фируз говорит, что особой разницы не наблюдается. «Все живут, как прежде, только военных в городе стало заметно больше. Вначале они раздражали многих, каждый день возникали конфликты и споры, но теперь к ним привыкли, да и они стали мягче намного. Бывает, что иногда какой-нибудь сотрудник начинает перегибать палку, что вызывает возмущение и конфликты, но в целом все стабильно», – говорит наш собеседник.

Не единственный конфликт

После событий 2012 года ГБАО часто становилась объектом пристального внимания СМИ из-за возникающих там конфликтов и протестных акций. Наиболее громкие события возникли в 2014 году, когда после расстрела машины со стороны силовиков в центре города, возникли беспорядки, в результате которых протестующие подожгли здания ОВД, областной прокуратуры и суда.


Последним конфликтом в регионе стали события в Рушанском районе в июне текущего года, когда местные жители вышли на акцию в поддержку своего земляка и против грубого обращения силовиков.

С октября 2018 года на территории области действует Межведомственный штаб по обеспечению безопасности и правопорядка, который был создан после критики Эмомали Рахмона, связанной с криминальной ситуацией в области. Тогда президент дал один месяц на восстановление порядка в городе и посоветовал силовикам при необходимости использовать вооруженные силы для борьбы с неформальными лидерами, которые, по его словам, не дают властям региона работать.

Однако очевидно, что двухгодичная деятельность штаба не поставила окончательную точку в недопонимании между центром и населением.

Замороженный конфликт?

Политолог Сулаймон Шохзода говорит, что конфликт, который привел к «хорогским событиям», был временно замороженным, поэтому периодически дает о себе знать. «Все ведь возникло не внезапно. Это следствие событий 90-х годов, когда в стране возник элитный дисбаланс и власть центра признавалась не повсюду. Долгое нахождение в самоизоляции ГБАО укрепило эти настроения, тем более считалось, что интересы региона в центре не представлены», – говорит политолог.

Сейчас, по его словам, причиной недовольства населения является в большей степени социально-экономические условия. «Власть из-за ограниченных ресурсов прибегает к репрессивным методам, что создает риск повторения конфликта», – полагает наш собеседник.

Это мнение не разделяет бывший заместитель директора Центра стратегических исследований при президенте Сайфулло Сафаров. «С юридической и политической точки зрения вопрос «хорогских событий» закрыт. Никаких проблем здесь не существует. Даже те, группы, которые некогда назывались преступниками, пришли к согласию, стороны простили друг друга и вопрос единства и целостности страны, тем самым был разрешен», – отмечает Сафаров. По его словам, возмущение граждан какими-то социальными вопросами является их правом и не стоит раздувать из этого проблему на уровне республики.

Затрагивая вопрос неформальных лидеров в регионе, председатель ГБАО Ёдгор Файзов в одном из интервью отметил, что за последние годы их влияние существенно уменьшилось. «Если раньше одним словом они могли вывести на площадь десятки тысяч граждан, то сейчас, возможно, им удастся вывести лишь 1000 человек или только 300. Если раньше они открыто конфликтовали с государственными органами или мешали им работать, то сегодня таких случаев очень мало», – сказал Файзов.

С чего все началось?

Официальной причиной введения войск в регион в 2012 году и начала спецоперации стало убийство начальника управления ГКНБ по ГБАО генерала Абдулло Назарова. Главными обвиняемыми оказались люди из окружения бывшего полевого командира и на тот момент начальника Ишкашимского погранотряда Толиба Аёмбекова, которого обвиняли в укрывательстве преступников.

В 4 часа утра началась операция одновременно в трех микрорайонах Хорога, где проживали неформальные лидеры – Толиб Аёмбеков, Имомназар Имомназаров и Мухаммадбокир Мухаммадбокиров. Им были предъявлены обвинения в незаконном обороте наркотиков, продаже драгоценных камней, трафике людей, воспрепятствовании работе госорганов и др.

Вооруженное сопротивление правительственным войскам длилось 16 часов, после которых президентом Эмомали Рахмоном был принят мораторий на ведение огня.

При посредничестве Фонда Ага Хана было достигнуто перемирие между вооруженными группами и правительством, главным условием которого стало сдача имевшегося оружия и выдача виновных в убийстве генерала Назарова.

Через месяц после этих событий в своем доме был убит наиболее влиятельный неформальный лидер Имомназар Имомназаров. Его окружение обвинило в убийстве власти. Власти эти обвинения опровергли.

По «хорогским событиям» к уголовной ответственности были привлечены четверо местных жителей. Окил Аёмбеков и Хамза Муродов за убийство Абдулло Назарова получили 17 и 16 лет. Шерик Карамхудоев и Димон Ашуров за участие в этих событиях получили 14 и 12 лет строгого режима.

В мониторинге национальных правозащитных организаций по событиям в Хороге, отмечалось, что «государство не приложило достаточных усилий для определения и привлечения должностных лиц, ответственных за планирование и реализацию военной операции». Однако омбудсмен Таджикистана назвал расследование односторонним.

«Кнут вместо пряника»

Алим Шерзамонов экс-глава ячейки СДПТ по ГБАО, отмечает, что эти события еще больше испортили и без того натянутые отношения центра с регионом. «На первый взгляд кажется, что по результатам событий 2012 года, был достигнут некий статус-кво между властями и населением, но если посмотреть на вопрос с другой стороны, то город превратился в какой-то военизированный объект с пятью блокпостами на 30 тысяч населения. Это не может не вызывать напряжения», – уверен оппозиционер.

По его словам, за восемь последующих лет власти вместо восстановления доверия и устранения социально-экономической почвы конфликта, пошли по пути демонстрации силы, что не привело к стабильности в регионе.

Array
Translate >