Новости Общество

Стив Свердлов: Душанбе и Анкара должны объявить о местонахождении оппозиционеров Сухроба Зафара и Насимджона Шарифова

14 марта, 2024

author:

Array

Стив Свердлов: Душанбе и Анкара должны объявить о местонахождении оппозиционеров Сухроба Зафара и Насимджона Шарифова

«Группа 24» – оппозиционная правительству Таджикистана организация обратилась в прокуратуру г. Стамбула, а также в посольства Турции в ряде зарубежных стран с просьбой помочь в розысках пропавшего 10 марта лидера организации Сухроба Зафара.

Об этом Радио Озоди сообщил Убайдулло Саиди, представитель «Группы 24».

В видео-интервью Радио Озоди 12 марта в он сообщил, что организация, объявленная в Таджикистане экстремистской и запрещенной, поделилась своей озабоченностью в связи с судьбой Зафара со структурами ООН и международной организацией Freedom House.

«Мы опасаемся за его судьбу, потому в случае его возвращения в Таджикистан, ему угрожают пытками и длительным сроком заключения под стражу», сказал Убайдулло Саиди.

Стив Свердлов, известный исследователь прав человека в Центральной Азии требует от властей Турции и Таджикистана сообщить о местонахождении Сухроба Зафара.

Свердлов, в интервью Радио Озоди 12 марта заявил, что пропажа Зафара вызывает озабоченность в связи с участившейся практикой транснациональных репрессий, которые применяют таджикские власти за рубежом в отношении своих оппонентов.

«Как ни иронично, – сказал Свердлов, – я был с ним на связи в связи с исчезновением другого активиста «Группы 24» Насимджона Шарипова, который с 23 февраля никак нигде не находится, потеряли его следы. Он тоже жил в Стамбуле». По словам Свердлова – профессора университета Южной Калифорнии и соавтора доклада «Насильственные исчезновения в Таджикистане» (издан в октябре 2023 года), Сухроб Зафар и другие активисты «Группы 24» «последние годы и даже последние недели» регулярно получали угрозы от таджикских спецслужб и много раз турецкие власти предупреждали их, что они находятся под риском. Сейчас исчезли два активиста и это является очень тревожным сигналом транснациональных репрессий со стороны Таджикистана и, возможно, вмешательства в эти репрессии Турции».

О том, что Зафар получал угрозы через СМС, пишут и активисты «Группы 24» в своем заявлении в связи с пропажей их лидера.

Свердов сказал: «Душанбе и Анкара должны немедленно объявить о местонахождении Сухроба Зафара и Насимджона Шарифова». Рассказывая о своем последнем разговоре с Зафаров, Свердов сказал, что в последнем телефонном разговоре Сухроб Зафар обратился с просьбой поднять вопрос исчезновения Шарифова. «Тогда мы тоже говорили о том, что нужно, чтобы международное сообщество обратило внимание на этот случай и на практику (насильственных исчезновений – ред.)».

По словам правозащитника, в последнем исследовании, опубликованном им о насильственных исчезновениях, речь идет о 30 случаев подобной практики, совершенной «режимом Эмомали Рахмона после гражданской войны в Таджикистане». «В этом докладе мы напоминали Душанбе, что вынужденные исчезновения являются грубейшим нарушением права, даже являются преступлением международного права. Целая конвенция посвящена этой практике. Мы призывали Таджикистан подписать и ратифицировать эту конвенцию», говорит правозащитник.

В заявлении «Группы 24» сказано, что «Сухроб Зафар с самого утра 10 марта не выходит на связь. Его телефон выключен. Его местонахождение неизвестно». 12 марта ситуация не изменилась. Сухроб Зафар переехал из Таджикистана в Турцию в 2014 году и с тех пор проживал там. Его много раз задерживали, но каждый раз отпускали. Его соратники подозревают, что, возможно, в этот раз он был выкраден.

Организация «Группа 24» была создана оппозиционным предпринимателем Умарали Кувватовым (сам он был убит в Стамбуле в 2015 году), по решению Верховного суда Таджикистана в 2014 году объявлена вне закона, как «экстремистская». Десятки человек были осуждены и брошены в тюрьмы за членство в этой организации.

Турция последние годы стала убежищем для многих критиков таджикской власти, однако и здесь теперь стало небезопасно. Анкара является важным партнером Душанбе как в политическом, так и в экономическом плане. Душанбе способствовал закрытию сети школ главного оппонента турецкого правительства Фатхуллы Гюлена, не менее двух сотрудников этой организации были экстрадированы по просьбе Турции из Таджикистана.

Правозащитники выражают озабоченность в связи с ростом транснациональных репрессий, которые применяет Таджикистан в отношении своих оппонентов за рубежом и внутри страны.

Array
Translate >