«Такие организации властям не нужны». В ГБАО от НПО требуют «добровольной» ликвидации
Гражданские активисты Горно-Бадахшанской автономной области сообщили, что местные чиновники требуют от них добровольно ликвидировать свои общественные организации. Власти региона в ответ заявляют, что прекратили работу лишь НПО, которые взаимодействовали с местными преступные группировками. Об этом сообщает Радио Озоди.
После протестов и массовых беспорядков в мае прошлого года в ГБАО, которые привели к гибели десятков граждан, правоохранительные органы Таджикистана задержали и арестовали сотни человек, в том числе местных гражданских активистов, по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам, многие из них уже получили длительные сроки тюремного заключения. Родные этих людей утверждают, что обвинения являются беспочвенными.
Представители не менее пяти общественных организаций ГБАО в беседе с Радио Озоди заявили, что представители силовых структур области потребовали от них добровольно объявить себя банкротами и ликвидировать свои организации. Наши собеседники не стали называть свои имена и названия организаций, опасаясь репрессий со стороны властей.
«После спецоперации в регионе число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства число резко сократилось. Рабочих мест в области почти нет. В такой ситуации власти взялись за общественные организациь, в которых работали местные жители и большая группа населения получала помощь через эти организации. Судя по всему, такие организации властям не нужны, поскольку от них требуют добровольно прекратить работу», сказал один из наших собеседников из Хорога.
Гражданские активисты ГБАО утверждают, что давление ужесточилось последние два месяца.
Голиб Ниятбекзода, пресс-секретарь председателя ГБАО, в телефонном разговоре с Радио Озоди 8 мая заявил, что заявление представителей общественных организаций не соответствует действительности. По его словам, были ликвидированы лишь НПО, которые взаимодействовали с преступными группами региона. К тому же, были выявлены многочисленные нарушения в их уставах и документах о регистрации, добавил официальный представитель хукумата ГБАО.
«Другие НПО работают в прежнем режиме, никто никакого давления на них не оказывает», заявил Ниятбекзода.
Официальных данных о количестве неправительственных организаций в ГБАО нет. Источники Радио Озоди сообщают, что многие из НПО прекратили работу или находятся «на грани ликвидации».
В прошлом году власти Таджикистана усилили давление на гражданское общество ГБАО. В мае вслед за событиями в ГБАО был задержан Манучехр Холикназаров, глава Ассоциации юристов Памира, член Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане и «Комиссии 44». Верховный суд Таджикистана в декабре 2022 года приговорил его к 16 годам колонии по обвинению в “организации преступного сообщества” и “организации деятельности экстремистской организации”. Манучехр Холикназаров отказался признать себя виновным. После тюремного заключения Холикназарова возглавляемая им Ассоциация юристов Памира прекратила свою деятельность.
Общественная организация «Номус ва шараф» («Честь и достоинство») была ликвидирована после того, как ее учредитель Ульфатхоним Мамадшоева была приговорена к 20 годам лишения свободы – ей инкриминировали организацию преступного сообщества, терроризм, измену государству, попытку незаконного захвата власти.
Другие представители гражданского общества ГБАО говорят, что спустя год после событий в регионе местные власти требуют от них добровольно закрыть свои НПО.
В конце апреля Шейха Абдулла Али аль-Миснед, докладчик Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, выслушав доклад правительства Таджикистана о выполнении положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, подвергла критикетаджикские власти за давление на гражданских активистов ГБАО.