Аналитика Избранное Новости

Тегеран перешел от слов к действиям

8 января, 2020

author:

Array

Тегеран перешел от слов к действиям

Удар Тегерана по американским объектам показал, что потеря влиятельного стратега Касема Сулеймани не ослабит позиции Ирана, а наоборот усилит имидж важного регионального игрока сплотит иранское общество вокруг власти.

«Возмездие»


После завершения церемонии похорон генерала Касема Сулеймани вечером 7 января, Тегеран перешел от угроз к делу.
Американские базы в Ираке были обстреляны десятками баллистических ракетами. Пентагон заявил, что удары нанесены по американским базам «Айн-аль-Асад» и «Эрбиль». Кроме того, сообщалось об ударах по “Лагерю Таджи». Информация о жертвах пока недоступна общественности. После нанесения удара, президент Ирана подвесил у себя в твиттере флаг своей страны, аналогично том, что сделал Дональд Трамп после приказа о ликвидации генерала Касема Сулеймани.
Ранее представитель Корпуса стражей исламской революции назвал этот обстрел началом «жестокой мести» за смерть Касема Сулеймани в результате американского воздушного удара.
Во вторник президент США Дональд Трамп провел совещание со своими советниками в Белом доме, обсудив ситуацию вокруг Ирана. По данным американской прессы, американские разведслужбы предупреждали в течение дня о том, что иранская атака на американские позиции в Ираке или других странах региона неизбежна. Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси написала в Twitter’e о том, что Америка и мир не могут позволить себе войны. «Мы должны обеспечить безопасность наших военнослужащих, включая прекращение ненужных провокаций со стороны администрации Трампа, и потребовав от Ирана прекращения насилия», — написала Пелоси.


Китайское предупреждение?


Между тем, пока Трамп через Твиттер отложил официальное обращение на утро 8 января по Вашингтонскому времени, а Пентагон заявил, что готовит ответ КСИР пригрозил в случае бомбардировки территории Ирана нанести удары по Дубаю (ОАЭ) и Хайфе (Израиль). Ливанская «Хизбалла» также заявила, что в случае угрозы Ирану подвергнет атаке объекты на территории Израиля. Тель-Авив в свою очередь также сообщает о мобилизации ВВС и ПРО на свое территории.
Очевидно, что дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от решений, который примет Вашингтон. Пока сохраняется вероятность большого ближневосточного конфликта, в котором Иран, в частности КСИР благодаря своему опыту и идеологической поддержки смогут выстоять несмотря на военно-техническое преимущество Вашингтона, о котором любит напоминать Трамп.
Мишени для Тегерана
Аналитики Международного института стратегических исследований в Лондоне отмечают, что невзирая на то, что военная техника Ирана устарела, эта страна имеет самый мощный ракетный потенциал в регионе и с легкостью сможет его применить.
Мишенью для Ирана изначально называли пять тысяч американских солдат, находящиеся в Ираке, а также в Сирии, Ливане, странах персидского залива, Турции и Афганистане.
Иранские ракеты и прокси в виде афганский «Фатимиюн», пакистанских «Зайнабиюн», ливанского и иракского «Хизбала», йеменских хуситов могут стать инструментом отмщения, следуя грозной вести развевающегося над мечетью в Куме флага.
Неоспоримы возможности Ирана и в Ормузском проливе, через который проходит четверть мирового объема нефти.

НАКАЗАНИЕ ПРИНЕСШАЯ ПОЛЬЗУ


По словам Вашингтона, ликвидация Сулеймани должна была предупредить Иран и его союзников в регионе, что их действия больше не останутся безнаказанными.

За последние полгода США возложили на Тегеран ответственность за нападения на суда в Ормузском проливе, сбитый там же американский беспилотник, удар по нефтяным объектам в Саудовской Аравии, но никаких ответных мер не предпринимали.

Однако, как сейчас становится очевидно, убийство Сулеймани привело к совершенно другим последствиям. Иранское общество, которое до недавнего времени имело большую прослойку недовольных болезненно восприняло это решение, в власти удалось грамотно использовать это в целях консолидации общества. В результате иранское общество, сплочённое как никогда, готово отразить любую потенциальную угрозу.

В этом плане, как правильно отмечает журналист Аббас Джума, страшней живого генерала Сулеймани теперь для Глобального высокомерия станет Сулеймани погибший как мученик.

Внешняя поддержка


Считается, что именно Касем Сулеймани был тем, кто убедил российское руководство задуматься о начале военной кампании в Сирии в 2015 году. Он на карте показал потенциальные угрозы в случае бездействия и бонусы от активного вмешательства.

О развитых связах Сулеймани с Москвой на церемонии прощания рассказал и советник верховного лидера Ирана по международным делам Али Акбар Велаяти, который отметил, что «он был ключевой фигурой в нашем двустороннем партнерстве с Россией и относился с большим уважением к президенту РФ Владимиру Путину».

Неслучайно на смерть генерала отреагировал не только российский МИД, заявивший о «тяжелых последствиях для регионального мира и стабильности» и «грубом нарушении международного права», но и Минобороны — причем беспрецедентно эмоционально. Там отметили, что иранский генерал был «грамотным военным руководителем, обладал заслуженным авторитетом и значительным влиянием во всем ближневосточном регионе».

В этой связи примечателен визит Путина в Сирию и Турцию на фоне обостряющегося конфликта. Москва, Анкара и Пекин так или иначе будут оказывать поддержку Тегерану поскольку иного выхода у них нет. Хотя в кремле постараются приложить максимальные усилия, чтобы сохранить в Сирии существующий баланс и сдержать про иранские группы от нападения на американцев.

Касем Сулеймани был убит в ночь на 3 января в Багдаде на выезде из аэропорта. Вместе с ним погибли командующий иракским шиитским ополчением «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандис и еще десять человек. Ракетный удар боевого беспилотника санкционировал лично президент США Дональд Трамп без согласования с Конгрессом. В Пентагоне и Госдепе заявили, что удар носил оборонительный характер, так как Сулеймани планировал операции, которые могли привести к гибели десятков, если не сотен американцев.

Array
Translate >