«У вас есть машина? Ваш дом покрыт шифером?». Как ведут счет бедняков в Таджикистане
Однако его усилия до сих пор не увенчались успехом – его имя все еще не указано в списке бедных людей общины. Ему сказали, что его документы пока находятся на рассмотрении, передает Радио Озоди
Семья Давлатходжи Холова, 45-летнего жителя Раштского района, состоит из четырех человек, а Давлатходжа является единственным кормильцем семьи. По его словам, несмотря на свою инвалидность, он работает на приусадебном участке, чтобы заработать на жизнь. В беседе с Радио Озоди он сказал, что до декабря прошлого года его имя было в списке бедных людей общины. Однако в конце прошлого года его вызвали в офис общины и попросили представить новые документы для повторного зачисления в список малоимущих. Давлатходжа говорит, что он представил в офис общины свои документы, а также документы своей семьи, но пока еще не получил от них ответа.
«Когда принимали мои документы меня спрашивали, есть ли у меня машина, какая в доме нашем крыша – из шифера или из тонкого металла, каким образом построен мой дом, сколько у меня коров и овец? Я ответил, что из всех богатств мира у меня всего три козы и одна корова. Потом сотрудники джамоата пришли к нам домой для проверки, но после этого пока от них новостей не было», – добавляет Давлатходжа Холов.
Наш собеседник сказал, что, пока его имя было в списке бедных, правительство оплачивало половину его счетов за электричество, и кроме того, каждый квартал он получал по 100 сомони.
В эти дни многолюдно перед офисами некоторых общин. Давлатходжа Холов и другие, подобные ему, кто считают себя бедными, также пытаются получить 500 сомони, выделенные Всемирным банком для каждой бедной семьи Таджикистана.
Во время пандемии международные организации оказывают гуманитарную помощь бедным. Всемирный банк оказывает единовременную помощь 50 000 бедным таджикским семьям в рамках проекта чрезвычайной гуманитарной помощи. Размер помощи для каждого домохозяйства составляет 500 сомони. Эта помощь оказывается бедным домохозяйствам, и семьям, которые имеют детей в возрасте до трех лет. В качестве первого шага помощь должна охватить 17 000 семей в 40 районах страны. Проект охватит в общей сложности 50 000 домашних хозяйств по всей стране.
Единовременная помощь для бедных домохозяйств предоставляется со стороны Всемирного банка через министерство здравоохранения и социальной защиты населения в координации с департаментами этого министерства в областях и районах. Эта помощь, в основном, предоставляется людям, чьи имена находятся в списке самых бедных членов сообщества. Хотя не все бедные люди, как они сами утверждают, могут быть записаны в эти списки.
Илхом, житель города Куляб, является одним из тех, кого, по его словам, еще не включили в список бедных. Мы встретили Ильхома на рынке труда в городе Душанбе. Он был вынужден переехать в столицу, чтобы содержать семью из восьми человек. Зарабатывает он около 1000 сомони или 100 долларов в месяц, что, по его словам, совершенно недостаточно.
«Каждый раз, когда мы возвращаемся домой из Душанбе, сначала мы идем в магазин и проверяем кредитную тетрадь. Сперва мы оплачиваем полученные нами ранее кредиты, а через несколько дней опять возвращаемся в Душанбе. Потому я прошу председателя общины записать мое имя в список бедных, однако председатель находит разные отговорки, говорит, что когда придет помощь, потом и придешь, и тогда мы запишем твое имя», – жалуется он.
Несколько наших собеседников, как и Илхом, в том, что их имена не занесены в списки бедных обвиняют, в основном, председателей своих общин. Хотя председатели общин заявляют, что полномочия у них всего лишь общественные, и от них мало что зависит. Толибжон Юсупов, председатель общины Нижнего Мирширкора в районе Бободжон Гафуров, говорит, что их работа заключается в простой регистрации и представлении имен бедняков в общине. По словам Юсупова, их иногда просят, чтобы в списке малоимущих было не более 30-40 семей.
Однако, по словам председателя общины, они не хотят вычеркивать чье-либо имя. «Некоторые из этих семей действительно живут в очень трудных условиях, у них есть дети-инвалиды. Однако, в списке бедных есть и такие, у кого есть по две машины и по 10 гектаров земли. Я ругаюсь с ними, говорю, что вам не положена эта помощь, у вас хорошие условия, что из-за вас некоторые действительно бедные семьи не могут быть зарегистрированы в список на помощь», – объясняет Толибджон Юсупов.
Между тем, некоторые жители заявили, что их исключили из списка бедных по тривиальным причинам. Родственники Абдугаффора Аскарова, жителя района Рудаки, который покончил жизнь самоубийством после употребления уксуса перед зданием районного хукумата, также жалуются на то, что их имена были исключены из списка бедных. Мавлуда Джураева, вдова Абдугаффора, сказала, что они получали пособия только в течение года. Однако потом чиновники района Рудаки сказали им, что у них в доме есть «спутниковая антенна» и «духовка», и поэтому они больше не считаются бедными.
Таджикистан не использует метод Всемирного банка для оценки бедности. Всемирный банк считает «крайне бедным» человека, который тратит менее 16,7 сомони (1,9 доллара США) в день. Однако, Таджикистан не принимает этот стандарт, и определяет бедных на основе их жилищного положения, состава семьи и уровня доходов. Бедные жители страны не получают большой помощи от государства, однако регистрация в списке бедных для них важна, так как дает возможность получения помощи хотя бы для оплаты счетов за электроэнергию. Согласно официальной статистике, сейчас бедными являются чуть более 27 процентов населения Таджикистана. Однако, с началом пандемии коронавируса и потерей сотен рабочих мест в Таджикистане и России, эта цифра, по всей вероятности, резко возросла