Экономическое развитие ГБАО: пустые обещания или реальные задачи?
Власти Таджикистана после проведения “антитеррористической спецоперации» в ГБАО говорят о новом этапе экономического развития области. Местные эксперты оценивают действия властей как попытку утешения населения, – пишет Радио Озоди.
утешения населения.
После того, как 17 июня Межведомственный штаб по обеспечению безопасности и общественного порядка в ГБАО сообщил о прекращении деятельности «организованных террористических групп» на территории области, Эмомали Рахмон впервые высказался о событиях в Хороге и Рушане.
Президент Таджикистана затронул экономические вопросы региона и призвал к реализации государственных программ по развитию области. Соответствующие поручения по усилению деятельности в ГБАО получили министр транспорта Таджикистана Азим Иброхим, министр промышленности и новых технологий Шерали Кабир, министерство труда миграции и занятости населения, министерство образования, министерство здравоохранения и другие структуры.
Местное телевидение и околовластные журналисты сразу приступили к трансляции визита правительственной делегации в ГБАО во главе с Шерали Кабиром.
В ходе своего визита делегация посетила мелкие промышленные объекты Хорога, Шугнанского, Рушанского и Ишкашимского районов.
Параллельно из Хорога появились новости о том, что ряд промышленных объектов, которые были приватизированы в девяностые годы частными лицами, обратно национализированы и прибывшая делегация уже успела их посетить. Однако эти сообщения не удалось подтвердить или опровергнуть, поскольку представители исполнительной власти ГБАО не ответили на многочисленные сообщения Радио Озоди.
Надежды на изменения
Низорамо Аслишоева, жительница Хорога и бывший педагог, говорит, что ожидает больших перемен. «И по телевизору каждый день показывают, как работают власти и по городу ходят слухи, что все советские предприятия заработают и будет много рабочих мест», – сказала она.
Судя по государственной пропаганде, за тридцать лет независимости развитию региона мешали «организованные преступные группировки» и после их устранения многие экономические проблемы уйдут в прошлое. Но такие надежды разделяют далеко не все жители автономии.
Местный экономист из Хорога на условиях анонимности отметил, что не верит в реальные экономические изменения. «Если раньше народ был бедным, сейчас его сделали еще враждебно настроенным, и вся это информационная шумиха направлена на то, чтобы успокоить население и показать ему, что власти работают. Но оставшаяся рабочая сила области стремительно покидает страну и это пропаганда на самом деле не работает», – говорит собеседник Радио Озоди.
По его словам, у власти нет конкретных планов по привлечению инвестиций в область, а чтобы создавать соответствующие условия для привлечения инвесторов нужны десятилетия.
В октябре 2020 года экс-председатель ГБАО Ёдгор Файзов подверг критике реализацию «Программы развития ГБАО на 2015–2020». По его словам, в большинстве районов области реализация программы даже не началась, а в некоторых была реализована максимум на 20%. Тогда же Файзов отметил, что программы, не имеющие четкие источники финансирования и не согласованные с инвесторами, не могут быть эффективными.
Инвестиции взамен на спецоперации?
Между тем, Эмомали Рахмон 18 июня во время встречи с населением Дангаринского района отметил, что за тридцать лет независимости он потратил больше денег на ГБАО нежели на Хатлонскую область с четырёхмиллионным населением. «Только одна дорога Калайхумб – Вандж обошлась бюджету в 220 млн долларов и будет построена далее», – сказал президент Таджикистана.
Согласно официальной информации за 2021 год, бюджет ГБАО составил 328 млн сомони или 29 млн долларов, из которых 216,8 млн сомони или 19 млн долларов составили субвенции. И только 112 млн сомони были собственными средствами региона.
Для сравнения: объем субвенций Хатлонской области, заложенные в республиканский бюджет в 2021 году, составили 613,3 млн сомони, что в три раза больше, чем в ГБАО.
Уроженец Хорога, оппозиционный политик Алим Шерзамонов говорит, что официальный Душанбе в прошлом после каждой спецоперации направлял в область определенный объем финансовых средств. «В 2008 году после обострения ситуации начали строить первые объекты, затем после событий в 2012 году отремонтировали дороги, построили пару высоток и театр. На этот раз, возможно, сделают больше, поскольку количество человеческих жертв было беспрецедентным. Но в целом, это апробированный пропагандистки трюк», – говорит Шерзамонов.
ГБАО остается наименее населенной и наименее экономически развитой областью Таджикистана. Удельный вес промышленной продукции на долю области равен 0,8%. Население региона составляет около 230 тыс человек. Численность городского населения 13,4%, сельского – 86,6%. Промышленность в области, по официальной статистике, представлено 47 предприятиями. В регионе производится электроэнергия, безалкогольные напитки, зерно, картофель, овощи и мясо.
В регионе систематически возникают конфликты между властью и населением. Местные жители связывают их социально-экономическими проблемами, власти с «активностью организованных преступных группировок».
Таджикистан – наиболее бедная страна в регионе с ВВП на душу населения 800 долларов. Отсутствие необходимых ресурсов и наличие высокого уровня коррупции не позволяют решить проблему бедности по стране, что по оценкам экспертов, является главной причиной возникающих конфликтов.