Аналитика Общество

“Азия-Плюс”: Как страдает бизнес в Хороге без интернета?

5 января, 2022

author:

Array

“Азия-Плюс”: Как страдает бизнес в Хороге без интернета?

Уже больше месяца в Хороге нет интернета. Мы поговорили с простыми жителями адмнистративного центра ГБАО а также с теми, чей доход напрямую связан с выходом в глобальную сеть и узнали, с какими трудностями они столкнулись, и как повлияло на их жизнь отсутствие интернета.

«Мы периодически встречаемся с руководством области и представителями силового блока, и по поводу интернета нам ответили, что ситуация очень напряженная, поэтому они опасаются, что отдельные группы, находящиеся в Европе, воспользуются ситуацией и будут агитировать население на новые конфликты», – ранее сообщил «Азия-Плюс» руководитель Группы 44 Фаромуз Иргашев.

Сотрудник одного из мобильных операторов Таджикистана в разговоре с корреспондентом «Азия-Плюс» сказал: «Все мобильные компании сейчас несут убытки. Банкоматы выдают деньги с лимитом. В нашу компанию поступает очень много жалоб от предпринимателей. В основном компании, которые получали заказы клиентов через интернет, обращаются к нам с жалобами и просьбами включить сеть, но мы ничем помочь не можем. Народ также страдает от отсутствия медикаментов, которые не могут заказать через интернет».

Проблемы с поставкой медикаментов

Как выяснила «Азия-Плюс» у бизнесменов, занимающиеся поставкой медикаментов в Хороге, ситуация оказалась намного серьёзнее, чем сказал источник. От отключения сети страдает не только бизнес в Хороге или в других регионах ГБАО, но и некоторые столичные бизнесмены и их партнёры тоже страдают от отключения сети.

«Азия-Плюс» удалось связаться с одним из партнёров поставщиков медикаментов из Екатеринбурга (Российская Федерация) Михаилом Юсуповым, кто напрямую поставлял медицинские товары из разных стран в Хорог.

– Если ваш бизнес – это поставка медикаментов, то зачем вам интернет?

– До отключений, мы поставляли своим партнёрам в Хороге более 5 тыс. наименований медикаментов и средств разных ассортиментов, в разных ёмкостях (граммов), ампул, компонентов, составов и прочие, – объясняет поставщик медикаментов Михаил Юсупов. –  Кому-то врач рекомендует валерианку в таблетках, а другому – в каплях, кому-то таблетку – Йодомарин 100, а другому – Йодомарин 200 и подобных различных наименований – более 5 тыс.

Если на складе заканчивается что-то из списка, никто же из партнёров не станет по телефону диктовать нам весь список наименований. Это физически и финансово будет сложно и опасно без электронной почты или мессенджеров.

В придачу, для каждого препарата нужно представлять сертификаты и прочие подтверждающие документы. Всё это около 60 страниц с таблицами и еще десятки отсканированных документов. Факсами в Хороге особо не пользуются, да и не разумно ими пользоваться. Мы не знаем, как получить своевременный заказ от партнёров.

– А сейчас вы хоть что-то поставляете в Хорог? Если да, то что?

– Нет, абсолютно ничего. Раньше, раз в месяц наши фуры поставляли туда около 20-40 тонн груза, а сейчас – ноль. Из-за отсутствия сети проблемы не только с заказами, но и с денежными выплатами. Малый склад наших партнёров в Хороге, который также занимался дистрибуцией по аптекам в других частях ГБАО, уже почти пуст.

– А вы или ваши партнёры не пробовали воспользоваться традиционной почтой, посылками или хотя бы знакомыми, которые помогли бы вам из регионов, где есть интернет?

– Бизнес в Таджикистане имеет свои тонкости. Пока мы это сделаем, мы потеряем кучу времени. Партнёрам выгоднее покупать у других поставщиков из других регионов и столицы, даже если это будет дороже и низкого качества. Раз товар поставили в аптеку, то на её реализацию уйдёт время от одного часа до трёх месяцев, а есть препараты со сроком годности до трёх месяцев. Вы добавьте еще пару недель на доставку в Хорог, скажем, из Екатеринбурга. Никто не станет хранить на складе один и тот же товар и портить сроки, потому что у вас дешевле. Пока предыдущий заказ ждёт своей продажи, сроки могут испортить последующий товар. Риски очевидны.

– На ваш взгляд, как сейчас бизнесмены Хорога и других регионов ГБАО получают медикаменты?

– Предполагаю, что покупают у посредников из других регионов Таджикистана на 40%-60% дороже. В ГБАО очень сложная логистика. Прямые поставки значительно отличаются от посреднических. Если они покупают у посредников, то возникают дополнительные расходы – около 30%, связанные с дополнительной погрузкой/разгрузкой товара на складах. А при прямых поставках таких сложностей нет, следовательно, расходов значительно меньше. Это не считая расходы на солярку до самого Хорога.

Сложности дистанционного дизайна

Страдают и дизайнеры традиционного памирского интерьера, который в народе популярен, как «Помиричид», что в переводе на русский означает «Памирский дом».

У Далера Хакназара бизнес полностью зависел от интернета. Он принимал заказы на дизайн интерьера помещений, домов, офисов, витрин, ландшафтов и прочего только через интернет. В основном у него заказывали дизайн в стиле «Помиричид», где уникальной чертой помещения являются столпы «Хасетан» и «Фотимазахро». Сейчас в Хороге нет интернета, следовательно, у него нет заказов, а еще и долги бизнеса. Недавно ему пришлось переехать жить в Россию.

Традиционный дизайн «Помиричид» широко распространён и пользуется серьёзным спросом среди соотечественников из ГБАО.

– Как вы зарабатывали, когда еще в Хороге был интернет?

– Из разных уголков мира мне отправляли фотографии домов и их помещений на электронную почту или на мессенджер, иногда с предоплатой. В основном из США, России и некоторых стран Европы. Я оценивал углы, освещение или какие-то еще дополнения, – объясняет дизайнер Далер Хакназар. – Очень сложно сделать сочетание современного стиля с традиционным памирским. Я оформлял дизайн на разных программных обеспечениях и отправлял работу в стиле «Помиричид» в сочетании современной мебели и способов освещения на электронную почту или мессенджер заказчика.

– Если не секрет, сколько вам платили за работу?

– Бывало по-разному. Мои основные клиенты были заграницей. За один заказ через интернет я получал от $500 до $2 тыс. в месяц, в зависимости от количества помещений и объёмов работы. Деньги мне переводили либо на карту, либо через систему денежных переводов. На каждый заказ уходило около 3-4 дня, а клиентов очень сложно найти.

– Вы говорили, что у вас долги. Как решили спасти свой бизнес?

– Да, три месяца назад я занял деньги у своего знакомого на покупку более мощного ноутбука для работы с лицензионными программными обеспечениями для дизайна и архитектуры.

Из-за отсутствия интернета работы с моей стороны не отправлялись заказчикам, а новых заказов не поступало. Пришлось еще раз занять деньги, оставить семью и уехать в Москву.

Сейчас работаю продавцом в одном магазине и одновременно принимаю заказы на оформления интерьера. Надеюсь, что скоро смогу рассчитаться со всеми долгами.

Страдают люди с инвалидностью

Некоторые из них зарабатывают на жизнь удалённой работой в интернете.

Существуют сотни способов заработка через интернет: от простого копирайтинга или онлайн-уроков до онлайн-трейдинга или продажи софтов (ПО, приложений и сайтов). Жительница Хорога Джамиля Сафарова зарабатывала на жизнь тем, что не выходя из дома, удалённо писала грамотные тексты для портала Advego, потому что после ДТП она лишилась ноги.

Есть организации, которые сами ищут таких нуждающихся, как Джамиля и помогают им устраиваться на удалённую работу, обучают их, проводят тренинги и различную подготовку.

– Сколько вы зарабатывали до отключения интернета?

– На карту моего племянника начисляли деньги от $200 до $400 в месяц за мою работу. Этих денег едва хватало на пропитание и дорогие лекарства.

Без интернета я осталась без заработка.

– А вы не пробовали временно переехать в столицу или туда, где есть интернет?

– В некоторых регионах временное отключение электричества, а в столице жить дорого. Пока мне помогают родные и близкие. Буду надеяться, что скоро дадут интернет.

Array
Translate >