Анализ ситуации в ГБАО из уст местного эксперта
Один из жителей города Хорог отправил в редакцию Pamir Daily News свой анализ происходящих событий. По понятным причинам эксперт отказался указывать свои личные данные.
25 ноября 2021 года в Рошткалинском районе ГБАО силовые структуры страны провели очередную операцию, по задержанию жителя этого района Гулбиддина Зиёбекова, обвиняемого в ряде преступлений. В результате неудачной и непрофессиональной операции захват подозреваемого завершился его убийством. Это происшествие стало причиной волнений жителей названного выше района и города Хорога, а также стихийного митинга на центральной площади административного центра.
В результате дальнейших действий силовых структур погибли еще 3 человека, а 15 участников митинга и прохожие получили огнестрельные ранения и телесные повреждения, как со стороны силовых структур, применивших оружие, так и со стороны митингующих, пользующихся камнями.
С 2012 года эта операция стала четвертой, завершившаяся волнением населения области. Не будем вдаваться в подробности данной операции и судить о том, кто прав и, кто виноват. Сегодня это миссия возложена на комиссию по расследованию этого инцидента, созданная из числа представителей силовых ведомств и гражданского общества.
Мы постараемся по возможности проанализировать косвенные причины создавшейся в регоне обстановки, а также последствия и влияние последних событий на социально-экономическую жизнь области, на международный имидж нашей республики и ГБАО. Попытаемся разобраться во влиянии подобных событий на жизнь жителей региона и их психологическое состояние. Поговорим и о нанесенном уроне на репутацию и инвестиционный климат в стране и области.
Социальные последствия
Социальные последствия таких «операций», которые продолжаются с 2012 года также следует подать более детальному анализу. «Благодаря» им очень много жителей области уехали и собираются уезжать своей исторической родины. Задается вполне резонный вопрос – причем тут «операции» (?), которые направлены на членов организованных преступных группировок, а не на всех жителей области. Да, на первый взгляд, они имеют вполне законное обоснование, но их очередность и резонанс для области, где специфика и характеристика отличается от других регионов республики, касаются каждого жителя. Добавьте сюда некомпетентность и непрофессионализм сотрудников силовых ведомств и подорванное доверие к представителям власти, которые, как правило, имеют трагические последствия для жителей. На фоне таких социальных явлений, как безработица и отсутствие уверенности населения в завтрашнем дне, эти «операции» скорее всего имеют цель нажима на население области, част которого не соответствуют политическим и национальным меркам ряда политиканов из высшего эшелона власти…
ГБАО сразу после операции с 25-го ноября была отключена от интернета. И это повторяется каждый раз после проведения такого рода операций. До сих пор неизвестно, кто принял решение лишить жителей ГБАО доступа к всемирной сети – местные власти ГБАО, центральные власти или силовые структуры, которые уже несколько лет правят этой автономной (?) областью. Но кто бы ни принял это решение, оно является явным нарушением прав жителей ГБАО на доступ к информации.
В статье 19 Всеобщей декларации прав человека ООН отмечается:
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
В статье 3 Закона Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации» утверждается:
Каждый имеет право свободно добывать, получать и распространять информацию, выражать свои убеждения, распространять их в периодической печати и других средствах массовой информации в формах, установленных настоящим Законом.
Следует отметить, что такое «коллективное наказание», как лишение жителей целого региона доступа к всемирной паутине, никоим образом не способствует стабилизации ситуации в Горном Бадахшане. Данное решение удивило и возмутило даже самых преданных сторонников Правительства страны.
Кроме того, отсутствие интернета привело к увеличению количества участников митинга в Хороге, так как центральная площадь города стала единственным местом, где люди могли получить хоть какую-то информацию о том, что на самом деле происходит в регионе. Это особенно касается молодёжи, которая в условиях отсутствия интернета выходить на улицы, чтобы узнать новости с первых рук.
Таким образом сложно понять, зачем в целой области отключили интернет? Чтобы лишить жителей области возможности высказывать своё мнение об инциденте? Но ведь социальные сети для того и существуют, чтобы люди могли высказывать свою точку зрения, участвовали в дискуссиях, спорили и поделились информацией. Ни в интернете, ни в жизни не может быть полного единомыслия. Тем более, что отсутствие интернета в ГБАО не только не остановил поток информации, но даже предал ей более изощренную форму.
Если представителям власти не нравится, что их критикуют, они могут в тех же социальных сетях высказывать свое мнение, возразить тем, кто их критикует, отвечать на вопросы пользователей, приводить аргументы в свою пользу, и, в конце концов, спорить и дискутировать. Если они уверены в своей правоте, зачем им бояться дискуссий в социальных сетях? Между прочим, даже руководители многих стран в своей политической борьбе и реализации политики используют свои страницы в интернете.
Поэтому нетрудно заметить, что организаторы событий в Хороге с выключением интернета явно промахнулись и практически получили отрицательный результат
Причины массовых волнений. Размышления о «раисе» и «неформальном лидере».
Во всем мире руководящие чиновники, депутаты всегда считались и считаются слугами народа. Они и существуют для управления странами отраслями, организациями и учреждениями во имя благополучия народа. Может считаться странным, но и жители ГБАО, вероятно по характерней им наивности, тоже считают руководителей и депутатов (которых видно только до выборов) слугами народа: руководители местной власти и структур считаются исполнителями воли народа, а не его надзирателем, а люди в погонах воспринимаются как защитник, но ни как каратель. Соответствующий своей должности руководитель, при обращении с жителями, помогает им решает их насущные проблемы и для этого использует все доступные ему ресурсы, иногда даже и свои собственные. Поэтому считалось делом чести быть руководителем и заслужить доверие людей.
К сожалению, приоритеты поменялись коренным образом. Сегодня на многих руководителей невозможно полагаться. Тем более, что для выполнения просьб людей часть их ждет «благодарности» перед тем, как чесать репу: некогда ему, он вес в делах да в делах. В результате простые граждане будет искать такого человека, «защитника». На Памире, как, впрочем, и в стране, такими «защитниками» становятся, как их называют официальные источники, «неформальные лидеры»: они и деньгами помогут, где надо, и заявление пробьют и даже на похоронах помогут. Иногда это даже и не требует официального обращения, они сами это сделают, так как от них этого ожидает сообщество, в котором они живут. На самом деле, какие-то средства достижения ими целей не совпадают с пунктами писанных законов, но по законам справедливости простой люд воспринимает их деяния как должное, ибо результат соответствует их ожиданиям.
Давайте сейчас посмотрим, во что это выливается, когда дело доходит до обострения и напряженности обстановки, когда «операции», проходят не по запланированному сценарию. Итог один: простой народ встает на сторону своего «защитника», независимо от того является он официальным руководителем или неформальным лидером. Судя, по тенденциям последних 9 лет вооружённых операций, своим защитником простые граждане пока считают неформальных лидеров. Исключением из этих сложившихся «правил» можно считать бывшего председателя области Ёдгора Файзова, который за небольшой срок руководства областью, своей простотой и доступностью, заботой о решении проблем граждан заслужил доверие и поддержку нарда. И дело не в своих и чужих, и не в местных руководителях, и постепенно теряющих своё влияние местных «лидерах», а в доверии народа, живущего в неимоверно трудных условиях и нуждающегося не в операциях, а в помощи и защите.
Экономические последствия
ГБАО является одним из отсталых регионов Таджикистана и считается дотационным регионом. 67% бюджета дотируется республиканским бюджетом. Основные инвестиции в область поступают за счет проектов партнёров по развитию посредством правительства и Организаций Ага Хана по Развитию. Другим источником вливаний являются денежные переводы от мигрантов из Российской Федерации и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Тенденция денежных переводов за последние три года колеблется. По данным Областного Статистического Управления по ГБАО, если в 2019 году переводы составляли 33,775 тыс. долларов США, то в 2020 они составили 29,100 тыс. долларов США, а за 11 месяцев текущего года уже 36,372 тыс. долларов США. В настоящее время безработица по некоторым неофициальным данным находится на уровне 20%. При этом с прошлого года консервировано строительство 7 крупных объектов, в том числе двенадцатиэтажного дома в центре Хорога, главного корпуса и общежитий Хорогского госуниверситета. Несмотря на поручение уважаемого Президента страны даже не начато строительство моста через реку Гунт в Хороге, который имеет большое значение не только для упорядочения движения в городе, а прежде всего для создания благоприятных условий для движения грузового транспорта с грузами из КНР.
Отключение интернета
Кам мы отметили выше, 25 ноября ГБАО был отключен от интернета. Причем не только граждане были отключены, но также государственные, неправительственные организации, коммерческие хозяйствующие субъекты. Правда на этот раз через несколько дней мобильная связь была возобновлена и некоторые банки были подключены к интернету, чтобы не создавать хаоса среди населения. Какие последствия имеет данное решение? Конечно же крайне негативное, причем для всех хозяйствующих субъектов области и для населения. Как известно вся деятельность субъектов на сегодняшний день производятся посредством интернета, начиная от отчетности и банковских операций до подачи документации на государственные услуги и международные сервисы. Вот некоторые примеры негативного влияния этого решения.
Государственные учреждения вот уже третью неделю не имеют возможности оказывать услуги, которые непосредственно требует пользуются интернетом не могут отчитываться перед вышестоящими органами получить от них документы. Онлайн услуги, внедренные для упрощения работ служб и ведомств, не работают. К примеру, ресурс для отчетности по налогам, который имеет конкретные сроки, (а иначе штраф) отключен.
Коммуникационные компании и интернет-провайдеры считают свои убытки из-за потери интернета. По данным некоторых экспертов выручка от интернета по области составляет около 50,000 сомони в день. На 16 ноября убытки только одного оператора насчитывают сумму более 1 миллиона сомони, а операторов по ГБАО четыре. Следовательно, если в области искусственным образом создана нездоровая конкурентная среда, то и операторам незачем вкладываться в развитие.
Автоматически отсутствие интернета оставляет свой отпечаток на населении, так как у многих жителей ГБАО за пределами Таджикистана учатся и работают дети и близкие родственники. Они тоже общаются через Интернет и их тоже лишили этой возможности. Они вынуждены пользоваться мобильной связью, что делает их расходы в разы дороже.
Университет Центральной Азии как единственный международный университет в нашей республике, где многие обучаются онлайн, лишился возможности называться «международным», так как обучение и многие проекты осуществляются посредством интернета, а его отсутствие лишило студентов, причем многие из них представители других стран, таких как Афганистан, Пакистан, Казахстан и Киргизстан, общаться как со своими, родными так и со своими преподавателями из других стран. Это конечно же, как минимум, повлияет на их мнение об объективности решения отключить интернет, причем не в пользу нас.
Из-за отсутствия интернета многие международные организации, как партнеры по развитию отправили своих ключевых сотрудников в Душанбе для подготовки отчетов донорам и поддержания связи с ними. Задерживаются выплаты по зарплате и оплате обязательств перед поставщиками и налоговыми органами.
Компании, бизнес которых построен на интернете были вынуждены отправить своих сотрудников в Душанбе для поддержания своей жизнедеятельности. К примеру, компания «Памир Техно Парк», которая оказывает свои услуги по аутсорсингу и где работает около 80 человек вывезла своих сотрудников в Душанбе. И это на фоне того, когда на государственном уровне обсуждается вопрос о создании законодательной базы развития Технологических Парков подобного рода. Отключение интернета автоматически делает их неконкурентоспособными на международном рынке и инвесторы вынуждены искать более привлекательные варианты, которыми конечно могут стать наши соседи, включая Пакистан и Индию, где деятельность такого рода компаний поставлена на поток и интернет там стоить копейки. Причем внутренняя ситуация там намного опаснее чем у нас.
Кроме того, многие студенты и абитуриенты также лишились возможности нормально учиться, готовиться к поступлению в высшие учебные заведения, а также участвовать в онлайн курсах и тренингах. Многие из них тоже уехали в Душанбе, потеряв немало времени и денег. К примеру, те кто подали заявление на обучение в Российских ВУЗах в эти дни необходимо заполнять требуемую документацию онлайн. Отсутствие интернета вынудило около 300 человек вместе с родителями выехать в Душанбе для завершения процесса подачи аппликаций. Поездка из Хорога в Душанбе и обратно стоит 800 сомони, а это большие средства для жителей ГБАО, где среднемесячная заработная плата составляет 1302 сомони, а минимальная – 400 сомони. Помимо этого, их проживание и питание тоже стоит немалых денег.
Представьте себе какое неудобство и масштаб экономических потерь создает простое отключение интернета для области. Практически получается, что область парализована. А репетиционный ущерб невосполним. Инвестиционный климат расшатан на многие годы вперёд, так как рассмотрение многих проектов как экономические, так и социальные, или перенесены на неопределённый срок или законсервированы, а может и того хуже, вообще отменены.
Таким образом, такое нецелесообразное решение, как отключение интернет-связи в целом регионе, нанесло жителям ГБАО огромный материальный ущерб. В целом же населению Горного Бадахшана, особенно молодёжи, нанесён колоссальный моральный ущерб. Вследствие таких необдуманных решений понадобятся многие годы, чтобы восстановить прежний уровень доверия жителей региона властям страны.