В Таджикистане началась подготовка к новым парламентским выборам
Политические партии Таджикистана сообщили о начале подготовки к выборам в Маджлиси намояндагон, нижнюю палата парламента страны.
Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана подтвердила эту информацию и сообщила, что в ближайшее время все политические партии представят списки своих наблюдателей в 41 избирательном округе.
Выборы нового парламента Таджикистана состоятся в начале 2020 года. Впервые они пройдут без участия Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая в предыдущих выборах в 2015 году не смогла преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для получения мест в парламенте, а спустя несколько месяцев была объявлена террористической и запрещена.
Абдухалим Гаффоров, председатель Социалистической партии Таджикистана, сообщил 13 мая Радио Озоди, что уже направила в избирательные комиссии списки наблюдателей от партии на предстоящих выборах. «Радует то, что на этих выборах наши наблюдатели будут участвовать и в подсчете голосов. Раньше у нас такой возможности не было. Я не сомневаюсь, что выборы пройдут легитимно, справедливо и прозрачно».
Ход голосования будут наблюдать и 84 наблюдателя от Демократической партии Таджикистана. «Сейчас мы обсуждаем вопрос выдвижения достойных кандидатов от партии на участие в выборах», – сообщил глава ДПТ Саидджафар Усмонзода.
К выборам готовятся и таджикские социал-демократы, которые считают себя конструктивной оппозицией. Однако Шокирджон Хакимов, первый заместителя председателя СДПТ, говорит, что в партии не верят в прозрачность предстоящих выборов. «Думаю, что эти выборы, как и предыдущие, будут омрачены отсутствием равных возможностей для политических партий и использованием админресурса в пользу правящей партии», – сказал Хакимов.
Представители правящей Народно-демократической партии Таджикистана отказались сообщить о подготовках к новым выборам.
Последние выборы в нижнюю палату парламента Таджикистана прошли 1 марта 2015 года. По данным ЦИК, победу одержала правящая Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) — за нее отдано 65,2 процента голосов. Пятипроцентный барьер для прохождения в парламент преодолели также Аграрная партия (11,8 процента), Партия экономических реформ (7,6 процента) и Социалистическая партия (5,5 процента). Впервые с 1991 года, с момента обретения Таджикистаном независимости, Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и Коммунистическая партия не смогли преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для получения мест в парламенте.
Западные наблюдатели, присутствовавшие на более 50 процентах избирательных участков, дали негативную оценку выборам.
В заявлении миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ), в частности говорилось, что парламентские выборы прошли «в атмосфере политического ограничения», а кандидатам не были предоставлены равные условия для предвыборной кампании». «К сожалению, даже вовлеченность различных политических сил в выборную кампанию не создала достаточную атмосферу конкуренции на выборах, так как власти продемонстрировали неравное отношение к участником выборов. Кроме того,юридические ограничения в дебатах стали другой серьезной проблемой для кандидатов», – говорила на пресс-конференции по итогам выборов Мариэтта Тидей, специальный координатор и руководитель краткосрочной миссии ОБСЕ на выборах в Таджикистане.
Напомним, таджикский парламент (Маджлиси Оли) – двухпалатный. В нижнюю палату (Маджлиси намояндагон) избираются 63 депутата: 41 от одномандатных избирательных округов и 22 – по спискам политических партий по единому республиканскому избирательному округу. В верхней палате (Маджлиси милли) заседают 33 сенатора.