Две несовместимые вещи: детство и онкология в Таджикистане
Первого июня ежегодно отмечается Международный день защиты детей. Радио Озоди решило осветить проблему онкобольных детей в Таджикистане, где их количество, по оценкам специалистов, из года в год увеличивается.
Десятилетний Амин Абдумамадов вместе со своим отцом находится в Морозовской детской клинической больнице в Москве. Мальчику поставлен диагноз – острый лейкоз неуточненного клеточного типа. «Где-то в начале января Амин простудился и стал себя плохо чувствовать, мы обратились в областную больницу в Хороге, сдали анализы и по их результатам нас отправили в Душанбе, где нам сказали, что нужно обратиться к онкологу, но мы решили приехать в Москву для обследования», – рассказывает отец Амина Мирзомамад.
В настоящее время, мальчик получает только первый курс химиотерапии и, в зависимости от результата, станет ясно продолжится ли его лечение, которое состоит из 6 этапов общей стоимостью около 3,5 млн рублей, или нет. По словам отца, врачи рекомендуют трансплантацию костного мозга после получения лечения и говорят, что это может гарантированно вылечить ребенка. Однако стоимость такой процедуры составляет около 6 млн рублей.
Эта сумма для молодых родителей Амина непосильная, поэтому по признанию отца, в сборе средств начали принимать участие очень многие. «Нам оказали помощь друзья, родственники, коллеги по работе и просто неравнодушные люди, сейчас мы пока проводим лечение на эти средства», – говорит Абдумамад. В социальных сетях активисты также проводят флешмоб с фотографией Амина, в котором просят людей не оставаться в стороне и перечислить любую сумму на банковский счет его отца.
Согласно международной статистике, ежегодно в мире раковыми заболеваниями заболевают более 200 тысяч детей, половина из которых имеют летальный исход.
Таджикские дети заболевают все чаще
По словам заведующего отделением детских онкологических заболеваний Республиканского онкологического научного центра Мохиры Умаровой, в Таджикистане, как и во всем мире наблюдается тенденция по увеличению количества онкологических заболеваний у детей. «На первом месте у нас дети с лимфомами. Туда входит неходжкинская лимфома и лимфома ходжкина (злокачественные опухали лимфатической системы). Затем идут дети с опухолями почек, саркомами мягких тканей, костные саркомы и злокачественными опухолями глаз», – рассказывает Умарова.
В качестве основных причин возникновения онкологических заболеваний, врач называет наследственность, питание и экологию, нарушение эмбриогенеза (когда развитие ребенка в утробе матери нарушается) и близкородственные браки у родителей. «У каждого третьего ребенка, поступивший к нам с таким диагнозом, родители – близкие родственники», – признается онколог.
Возможность выздоровления детей и их выживаемость зависит от стадии развития болезни, от ее локации и от своевременного получения лечения, говорит врач. Важную роль, по ее словам, на первых этапах заболевания имеет настороженность родителей и специалистов на местах, от которых зависит первоначальное определение признаков болезни.
Абсолютное большинство детей с онкологическими заболеваниями со всех уголков страны, по признанию Умаровой, проходят лечение в Республиканском онкологическом научном центре, который является единственным стране и где применяются методы в соответствии с мировыми стандартами.
Шестилетний Салим Исхокджонов уже два года своей короткой жизни провел в стенах детского отделения этого центра. Он имеет опухоль в области спины и уже второй раз получает курс химиотерапии, которая состоит из шести этапов. До этого Салиму сделали операцию по удалении опухоли, но лечение все же пришлось продолжить.
Бабушка Салима Матлюба Салимова говорит, что препараты очень дорогие по цене, поэтому семье с лекарствами помогает Благотворительный фонд «Лона». «Мы пишем заявления и получаем лекарства для химиотерапии. Другие препараты, которых нет в центре, покупаем за свои деньги», – говорит Салимова.
Врачи называют наиболее болезненной и дорогостоящей для лечения третью стадию онкологического заболевания, при котором стоимость одной ампулы препарата может достигнуть 300 долларов. Баснословные расходы в таких случаях ложатся на плечи родителей, которые любыми путями стараются спасти своих чад.
Помощь от благотворителей
Лучом надежды для очень многих больных детей в стране за последние годы стал Благотворительный фонд «Лона», который был основан в 2009 году по инициативе дочери президента Таджикистана Озоды Рахмон. В сотрудничестве с международными организациями фонд обеспечивает препаратами для химиотерапии детей, находящихся на лечении в детском отделении Республиканского онкологического научного центра. «Наш устав предполагает помощь малоимущим детям, но мы по возможности стараемся помочь всем детям, которые находятся на лечении в центре и обеспечить их нужными препаратами, в основном, химиотерапевтическими средствами», – рассказывает глава Фонда «Лона» Джурахон Бобохонов.
Средства покупаются по запросу врачей центра, затем под наблюдением представителя фонда при центре водятся больному ребенку.
Согласно уставу, нуждающиеся должны предоставить в фонд справку, подтверждающую их сложное социально-экономическое положение и фонд на основание этого, оказывает им помощь.
Кроме того, в дни праздников «Лона» организовывает различные концерты и мероприятия больным детям, тем самым, оказывая им моральную и психологическую поддержку.
Бобохонов отмечает, что в детском отделении лечение получают около 150-200 детей и если подсчитать по количеству курсов химиотерапии, то за последние 4-5 лет фонд «Лона» предоставил препараты на около 1000 курсов химиотерапии больным детям на бесплатной основе.
Каждый третий из ста тысяч
Согласно информации, которая была предоставлена Министерством здравоохранения и социальной защиты населения Таджикистана в распоряжении Радио Озоди, в республике количество детей с онкологией – 3 на 100 тысяч. Степень выживаемости при онкологии зависит от стадии заболевания. При первой степени до 99%, при второй – до 75-80%, при третей – 40-50%, при четвертой – 5-10%.
Ежегодно Республиканскому онкологическому научному центру Таджикистана из бюджета выделяется порядка 400 тысяч сомони (42,5 тысяч долларов) на лечение пациентов. В год через этот центр проходит порядка 6,5 тысячи больных. Таким образом, на лечение одного пациента приходится около 60 сомони или 6,3 доллара.
В прошлом году произошло громкое событие, связанное с онкоболезнью четырехлетнего ребенка Иброхима Тиллозода, внука председателя запрещенной в стране ПИВТ Мухиддина Кабири. Имея опухоль четвертой степени, он долгое время вместе с матерью не смог покинуть страну из-за отсутствия загранпаспорта. Родственники оценили это как политическое давление, а в минздраве Таджикистана отметили, что его болезнь неизлечима и ребенок обречен. Однако после вмешательства международных организаций, мать Тиллозоды получила необходимые документы и вместе с сыном вылетела в Турцию, где была проведены успешная операция и дальнейшее лечение.
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рак — вторая по частоте причина смертности у детей после несчастных случаев. Чаще всего дети болеют раком кроветворных органов (лейкозы, злокачественные лимфомы, лимфогранулематоз) — 70%. Реже всего встречаются “взрослые” формы рака — 3%.
По оценкам ВОЗ, в мире ежегодно около 215 тысяч детей моложе 15 лет заболевают раком, и еще 85 тысяч детей — от 15 до 19 лет. При этом каждый год около 100 тысяч из них умирают от рака. Однако в странах с высокими расходами на здравоохранение выживают восемь детей из десяти заболевших.
В настоящее время медицинские эксперты признают, что рак является излечимым заболеванием. В частности, американские эксперты прогнозируют , что к 2021 году будут излечимы основные формы рака.