Кому мешает статус автономии ГБАО и могут ли таджикские власти его ликвидировать?
Заявление областного депутата из Дарвазского района ГБАО Давлатзода Хакима на сессии местного парламента о возможности отделения этой административной единицы из состава области, в очередной раз оголил угрозу автономному статусу таджикского Бадахшана.
Почему автономия мозолит глаза некоторым политическим деятелям Таджикистана? Возможно ли ликвидация автономии в рамках существующего законодательства Таджикистана? Какие последствия такое решение может нести стабильности и территориальной целостности Таджикистана? Попробуем разобраться.
Посыл ГКНБ?
Заявление неизвестного депутата Давлатзода Хакима на сессии маджлиса народных депутатов 24 декабря 2021 года вызвало огромный резонанс среди населения ГБАО. Текст, который он буквально прочитал с бумаги, прозвучал на фоне обострения ситуации в области, начавшейся после убийства местного жителя Гулбиддина Зиёбекова в ходе спецоперации ГКНБ Таджикистана в Рошткалинском районе 25 ноября.
Убийство жителя привел к многотысячной стихийной акции памирцев в Хороге и за пределами Таджикистана 25-28 ноября. Протестующие требовали наказать убийц Зиёбекова, отставки руководителя области и региональных силовых ведомств. Однако по прошествии месяца со дня начало акции, ни одно требование не было выполнено. Более того, без всякого объяснения и правового основания доступ к интернету в ГБАО до сих пор отключен.
На этом фоне Давлатзода Хаким без приведения конкретных фактов заявил, что жители Дарвазского и Ванджского района не чувствуют себя в безопасности в Хороге. И в случае продолжения нестабильности, видят будущее своего района в составе другой области.
Очевидно, что такого рода политическое заявление в условиях авторитарного режима Таджикистана без поддержки спецслужб невозможно озвучить. Кроме того заявление депутата прозвучало после того, как 14 декабря на встрече с представителями митингующих глава ГКНБ Таджикистана Саймумин Ятимов угрожал, что они отнимут из состава ГБАО Ванджаский, Дарвазский и Ишкашимские районы.
Откуда растут ноги?
Полагается, что своими действиями таджикские спецслужбисты либо хотят сбавить «излишнюю» гражданскую активность в ГБАО, либо идут напролом, чтобы окончательно ликвидировать статус автономии.
Вопросы об устранении автономии ГБАО открыто начали звучать в марте 2014 года, когда покойный депутат парламента и экс-глава Центра стратегических исследований при президенте Сухроб Шарипов предложил изменить территориальное устройство Таджикистана, чтобы в стране оставались только центры и районы. Шарипов напрямую указывал на крымский сценарий, абхазский и осетинский, намекая, на то, что Россия может аннексировать ГБАО.
В 2015 году перед очередным референдумом по внесению изменений и дополнений в Конституцию Таджикистана, не без помощи таджикских спецслужб, распространился слух о том, что в проекте новой конституции, Бадахшан лишен статуса автономии, что вызвало огромный резонанс среди жителей ГБАО. Новый проект Конституции был опубликован с подозрительной задержкой, но в главе посвященной ГБАО никаких изменений не было предложено.
Сейчас на фоне очередного обострения конфликта в регионе, власти начали педалировать вопрос отсоединения территорий Дарвазского и Ванджского районов с последующей ликвидацией автономного статуса области.
Очевидно, что в Душанбе не хотят решать социально-экономические вопросы региона, которые становятся главной причиной недовольства местного населения. Вместо этого, власти хотят пойти иным путем и окончательно лишить регион символичной субъектности, благодаря которой, когда-то Таджикистан оформился в отдельную республику.
Право на автономию
Один из основоположников Таджикской ССР был выходец из Памира Шириншо Шотемур. В том числе благодаря его усилиям таджики смогли из выйти из состава Узбекской ССР в отдельную республику.
Положительное решение в этом вопросе сыграло именно наличие автономного статуса у Памира.
5 октября 1924 г. Таджикская национальная подкомиссия обратилась в Политбюро ЦК РКП (б) с просьбой об образовании на Памире автономной области и о присоединении её к Таджикистану. Это и стало главной причиной создания вместо ранее намеченной Таджикской автономной области – автономной республики, так как две автономные области не могли входить в одно автономное образование.
Право на автономию для памирцев было обусловлено этническим составом населения (памирские народы говорят на восточноиранских языках отличающихся от таджикского и исповедуют исмаилизм) и географическим положением так как Памир граничит с Афганистаном и Китаем. Более того, на протяжении тысячелетия народности на территории Памира всегда сохраняли автономию, несмотря на то, какая из империй присоединяла эту территорию. Это все способствовало формированию самобытной культуры и этнопсихологии этих народов.
Возможно ли лишить Бадахшан автономии?
В рамках существующего законодательства такое решение невозможно реализовать. Поскольку статус ГБАО закреплен в статье седьмой Конституции Таджикистана. Внести изменения в Конституцию можно путем референдума, который назначается президентом с согласия не менее двух третей от общего числа депутатов.
Вместе с тем, согласно статье 100 Конституции РТ, существуют ряд вопросов которые не могут являться предметов референдума Республики Таджикистана. Одним из таких вопросов является изменение статуса территориальной целостности ГБАО. В статье отмечается, что республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны.
Возможность лишения статуса автономии блокируется также Законом Республики Таджикистана о Референдуме в РТ. В статье 2 этого закона отмечается:
«В соответствии со статьей 100 Конституции Республики Таджикистан республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны и вынесению на референдум Республики Таджикистан не подлежат. На всенародный референдум не могут выноситься вопросы о границах Республики Таджикистан, налогах, бюджете, административно-территориальном делении, принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан, изменение статуса и территориальной целостности Горно-Бадахшанской автономной области ….»
Что может повлечь за собой такое решение?
Однако несмотря на отсутствие возможностей в рамках национального законодательство лишить Бадахшан автономии, власти при желании могут это сделать, поскольку в стране полностью отсутствует независимая судебная власть, законодательная власть, оппозиция и независимые СМИ.
Но необходимо понимать, что для населения ГБАО наличие автономии пусть даже в ее нынешнем формальном виде представляет жизненную необходимость. Это единственный способ сохранить свою этническую самобытность.
Эта так красная черта, за которой никто не позволит официальному Душанбе перешагнуть. Представляется, что любое посягательство на автономию будет иметь самые серьезные последствия для мира и стабильности в Таджикистана. Об этом в Душанбе хорошо знают, но вероятно, хотят в очередной раз прощупать почву.