От подавления протестов в ГБАО до запрета ПИВТ в России. Какие вопросы поднимают таджикские активисты в Варшаве?
В Варшаве, столице Польши, после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией, вновь собрались участники ежегодного заседания ОБСЕ, чтобы оценить ситуацию с правами человека в мире, в том числе в Таджикистане.
В кулуарах основных встреч, организованных Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) и правительством Польши, таджикские активисты и оппозиционеры обсуждают самые актуальные проблемы страны.
Представители ОБСЕ подтвердили, что в этом году официальная делегация Таджикистана не прилетела в Варшаву. Душанбе никак не комментирует ситуацию.
В прошлые годы власти Таджикистана были недовольны незыблемым правилом конференции о равноправном и беспрепятственном участии представителей различных политических групп и организаций, но ОБСЕ считает иначе: участие оппозиционных групп важно для объективной оценки ситуации с правами человека. До 2018 года такие встречи были важной и чуть ли не единственной площадкой для очных дискуссий и бурных дебатов между представителями власти и таджикской оппозицией.
“Гражданское общество уничтожили”
Официальная программа конференции, опубликованная на сайте ОБСЕ, посвящена обсуждению состояния демократии, свободы слова, борьбы с пытками и жестоким обращением с заключенными и других вопросов, связанных с правами человека. В центре внимания – жестокая и неоправданная война России в Украине и ее последствия.
Мухиддин Кабири, лидер Национального альянса, объединяющего четыре таджикские оппозиционные группы в Европе, 27 сентября на конференции назвал «массовые убийства памирского меньшинства», арест и побег сотен активистов и журналистов, задержания десятка журналистов и блогеров по ложным обвинениям «трагическими событиями для гражданского общества Таджикистана».
Кабири заявил, что правительства России, Беларуси и Таджикистана «уничтожили гражданское общество», но международное сообщество тратит много времени «для диалога и сотрудничества» с ними. По его мнению, отношение международного сообщества к этим странам должно измениться, поскольку «без диалога под вопросом и построение демократического общества».
Упоминание Мухиддином Кабири об «убийствах памирского меньшинства» касается майских событий, когда сотни жителей ГБАО вышли на акции протеста, а правоохранительные органы жестоко подавили их. В результате десятки человек были убиты, сотни арестованы и отправлены под суд. Власти назвали их членами «преступных группировок». Активисты Бадахшана утверждают, что это были невинные, безоружные люди, которые вышли на мирные акции протеста.
Ситуация в Таджикистане будет обсуждаться на четырех отдельных встречах 29-30 сентября и 5 октября по инициативе общественных и политических организаций, находящихся за рубежом.
В частности, 29 сентября по инициативе Центра по правам человека таджикистанцев, организации, базирующейся в Европе, будут обсуждаться репрессии против демонстрантов в ГБАО и судебные процессы над десятками активистов за закрытыми дверями. По информации Радио Озоди, судебные процессы продолжаются, и в частности, бывший командующий пограничными войсками Холбаш Холбашов, названный властями «одним из организаторов майских митингов», приговорен к пожизненному заключению.
О деле Ульфатхоним Мамадшоевой и других
Судьба Ульфатхоним Мамадшоевой, журналистки и активистки гражданского общества, которой выдвинуто обвинение в организации антиправительственных акций протеста в Бадахшане и других тяжких преступлениях, пока неизвестна, суд над ней продолжается. Ранее гособвинитель затребовал для нее наказание в виде 25 лет лишения свободы.
Ожидается, что 30 сентября на основном пленарном заседании, посвященном свободе слова, с докладом о положении таджикских журналистов выступит глава Комитета по защите журналистов Том Гибсон.
В тот день также будет обсуждено дело Ульфатхоним Мамадшоевой и других задержанных журналистов и блогеров – Далери Имомали, Абдулло Гурбати, Завкибека Саидамини, Абдусаттора Пирмухаммадзода и Гуляма Хушома.
Брюс Панниер, аналитик по вопросам Центральной Азии, который будет одним из участников этого пленарного заседания, сказал Радио Озоди, что он расскажет присутствующим о преследованиях и тюремном заключении журналистов и блогеров в Таджикистане.
Одним из инициаторов этой встречи является Мухаммаджон Кабиров, таджикский правозащитник, журналист, президент Совета директоров Фонда межкультурной интеграции, главный редактор www.azda.tv совместно с Норвежским Хельсинским комитетом и Oxus Society. В беседе с Радио Озоди он заявил, что «беспрецедентный кризис с правами человека в Таджикистане все больше углубляется и выходит из-под контроля, а власти по-прежнему преследуют журналистов, блогеров и инакомыслящих».
О запрете ПИВТ и политзаключенных
Организация «Евразийский Диалог» на заседании 30 сентября поднимет тему «Объявление ПИВТ террористической организацией в России и последствия этого решения».
Соответствующее решение Верховного суда России было вынесено 14 сентября, и критики говорят, что оно «развяжет руки» таджикскому правительству для преследования и подавления противников режима.
Форум таджикских вольнодумцев сообщил, что 5 октября на полях правозащитных встреч ОБСЕ поднимет тему «Политические заключенные Таджикистана: пытки, убийства и нарушения закона». Эта организация заявляет, что с 2015 года, сразу же после запрета ПИВТ в стране, более 200 членов этой партии были приговорены к длительным тюремным срокам по политически мотивированным обвинениям. Власти в ответ заявляют, что все они осуждены за совершенные преступления.