Памирский Страдивари. Мастер, известный на весь Таджикистан
Одним из мастеров традиционных музыкальных инструментов на Памире считается семья Масайновых из кишлака Андароб Ишкашимского района. Для многих деятелей культуры, да и простых людей – гордость быть обладателями рубаба или других инструментов, изготовленных Масайном Масайновым, пишет Азия-Плюс.
Издавна на Памире особым почётом пользовались семьи, в доме которых были книги и рубаб (старинный струнный музыкальный инструмент). Наличие книг означало, что в этом доме живут люди, владеющие знаниями, а рубаб в доме хранился, потому что его звуки отгоняют злых духов.
Со временем книги и знания стали доступны всем – теперь в каждом доме они есть, но осталась и традиция иметь в доме рубаб или другой музыкальный инструмент. Эту традицию особо чтит старшее поколение.
А особая гордость – иметь в доме рубаб, изготовленный известным памирским мастером.
…Своё мастерство Масайн перенял у своего отца, который в свободное от работы время изготавливал музыкальные инструменты. Практически в каждом доме в Андаробе есть музыкальные инструменты отца Масайна. Но ученик превзошел мастера, то есть своего отца.
Его искусство стало известно не только в области, но и далеко за его пределами.
Его музыкальные инструменты сегодня выставлены в лучших музеях Таджикистана и Англии. Как говорит Масайн Масайнов, несмотря на появление современных возможностей, инструменты, изготовленные вручную и с соблюдением всех старых способов, будут пользоваться большим успехом, а их звучание новые инструменты не смогут воспроизвести.
В свои творения мастер вкладывает всю душу, имеет значение всё: выбор нужной древесины, нужной кожи для обтягивания инструмента и даже струн.
– У старых мастеров, в том числе у отца, я усвоил и то, в какое время и в какой сезон должно быть срублено дерево, сколько оно должно замачиваться в воде и какие инструменты могут быть использованы во время работы, – говорит мастер.
Масайн Масайнов использует самые простые инструменты: топор, пилу и набор стамесок. Каждый раз после того, как музыкальный инструмент полностью изготовлен, мастер сам играет на нём, изучает звучание.
За долгие годы он научился виртуозно играть не только на рубабе, но и на танбуре, сеторе и своем любимом инструменте – дилруде.
Один хороший рубаб мастера может стоить 300 долларов. Благо есть ещё настоящие ценители. Так, во время одной из выставок на инструменты Масайнова обратил внимание и президент Эмомали Рахмон. Узнав от мастера об истории этих инструментов, способах их изготовления, он предложил ему продать несколько экземпляров национальному музею.
Сейчас мастер трудится намного усерднее, чем обычно. Говорит, нужно передать мастерство ученикам, ведь в будущем на них будет возложена ответственность как на хранителей истинного музыкального искусства горцев.
Подобно итальянским мастерам Амати и Страдивари, он считает, что не изготовил ещё своего лучшего музыкального инструмента, и уверен, что его ученики продолжат его дело.