Призыв в ГБАО: выполнение плана или принуждение?
В первый день весенней призывной кампании Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) отчиталась о досрочном выполнении плана по призыву. В честь этого администрация региона традиционно провела массовое шествие с участием сотрудников бюджетных организаций.
С 2018 года ГБАО ежегодно становится лидером среди всех регионов Таджикистана по числу призывников. В этом году, по данным агентства «Азия-Плюс», к числу первых также присоединились Хатлонская область и Таджикабадский район (РРП).
Однако достижение высоких показателей сопровождается обвинениями в применении шантажа и принуждения. В то время как в других регионах страны активно используются «облавы» на лиц призывного возраста, в ГБАО, как сообщают местные жители, сотрудники ГКНБ и представители властей оказывают давление преимущественно на родственников тех, кто находится за пределами Таджикистана.
В прошлом году несколько читателей Pamir Inside из Хорога и Шугнанского района рассказали, что их родителям угрожали возбуждением уголовного дела, если их сыновья не вернутся на родину для прохождения военной службы. Также поступали сообщения о давлении на студентов подготовительного отделения Университета Центральной Азии в Хороге со стороны сотрудников ГКНБ.
Главный военный прокурор Таджикистана Фирдавс Хаётзода в начале марта выступил за прекращение незаконных методов набора призывников.
Многие молодые люди избегают службы в армии из-за широко распространённой дедовщины, которая, по оценкам правозащитников, носит системный характер. Ежегодно в таджикских СМИ появляются отдельные сообщения о гибели солдат при невыясненных обстоятельствах, несчастных случаях, самоубийствах или в результате жестокого обращения.
рНесмотря на заявления властей о борьбе с неуставными отношениями и реформировании армии, отсутствие прозрачной статистики и закрытость системы делают независимую оценку ситуации практически невозможной.