Избранное Общество

Без прибыли: как на Памире удержали цены на продукты в пик коронавирусного кризиса

8 июня, 2020

author:

Array

Без прибыли: как на Памире удержали цены на продукты в пик коронавирусного кризиса

Повышения цен в Горно-Бадахшанской автономной области, разговоры о котором начались еще до коронавирусного кризиса, не произошло. Цены в провинции не изменились или серьезно не отличаются от других регионов передает Спутник Таджикистан

Пресс-секретарь администрации ГБАО Голиб Ниятбеков в интервью Sputnik Таджикистан назвал это достижением всех ответственных сторон, начиная с правительственных структур в Душанбе и заканчивая обычным предпринимателем в Хороге.

“Мы начали действовать еще в феврале. Анализ ситуации в мире показал, что у нас должны быть резервы. Мы озвучили потребности области как официальным лицам страны, так и компаниям, занимающимся торговлей продуктами питания. К началу мая президент Таджикистана лично поручил Агентству материальных резервов при правительстве предоставить нам резервы, и склады компаний были заполнены”, – сказал Ниятбеков.

Бадахшан – горная провинция Таджикистана с населением всего 220 тысяч человек, но при этом занимает почти 50 процентов общей территории страны. Провинция не может обеспечить себя продовольствием из-за нехватки сельскохозяйственных земель.

Импорт товаров в Бадахшан также затруднен из-за отсутствия железных дорог и гористых сухопутных маршрутов. Даже в советское время цены на все виды продукции в области отличались от цен в других частях Таджикистана. Продукты питания в основном импортируются из Душанбе, Районов республиканского подчинения, Хатлонской, Согдийской областей и Кыргызстана.

Опасения из-за нехватки продуктов в Таджикистане возникли еще в начале эпидемии коронавируса, когда страны одна за другой начали закрывать свои границы.

Это могло сказаться на импорте продовольствия и, как следствие, повышении стоимости продуктов. В результате 4 марта жители Душанбе и других городов Таджикистана кинулись на рынки и в магазины закупать продукты, из-за чего цены на них резко подскочили. Такая же ситуация сложилась на рынке Хорога, административном центре Бадахшана, после чего последовало вмешательство властей.

Житель Хорога Хотамбек Алиназаров рассказал Sputnik Таджикистан, что в тот день жители начали волноваться, что их ожидают беспрецедентно высокие цены, так как провинция находится далеко от складов продуктов питания республики.

“Но в тот день власти не допустили роста цен на рынках. Было заявлено, что есть резерв и цены не будут повышаться. Цены были зафиксированы, и установлен лимит на покупку продуктов. Например, цена килограмма чеснока, который, как говорили, полезен для предотвращения инфекционных заболеваний, на рынке Хорога несколько часов была 100 сомони. Власти установили цену в 60 сомони за килограмм. В других городах, включая Душанбе, Худжанд и Бохтар, килограмм чеснока продавался по 80-90 сомони”, – сказал житель Хорога.

Генеральный директор “Памирской торговой компании” Амрихудо Мамадёрбеков, которая занимается торговлей фруктов и овощей, рассказал, что в те дни, когда стоимость продуктов питания внезапно выросла в других городах Таджикистана, на рынке Хорога цены сильно не изменились.

“Например, цена картошки в Душанбе выросла до 10-15 сомони, но в Хороге не выросла с 7-8 сомони, потому что мы предоставили продавцам на рынке свои резервы. Так, отпускная цена за килограмм картофеля была 5,5-6 сомони”, – сказал Мамадёрбеков.

По словам Мамадёрбекова, компания тогда продавала фрукты и овощи по доступным ценам, в том числе килограмм картошки за 5,30 сомони, лук – 3 сомони, морковь – 2 сомони. Цена за капусту держалась на отметке 2,30, свеклы – 4,50, апельсины стоили 23 сомони, яблоки – 12.

Цены на некоторые продукты были даже ниже, чем в других частях страны, включая лимоны, которые стоили до 40 сомони даже в своем “клондайке” – долине Вахш.

Наблюдатели в Бадахшане говорят, что компании и отдельные предприниматели региона тогда приняли решение, что в такой кризисной ситуации и с неизвестными перспективами необходимо практически прекратить получать прибыль.

Файз Мирхасан, местный эксперт, сказал Sputnik Таджикистан, что в апреле была создана неформальная коалиция бизнес-структур, которые собрали миллион сомони для импорта муки в область.

“Эта мука была ввезена из Согдийской области. Предприниматели к закупочной стоимости и дорожным затратам на каждый мешок добавили прибыль в размере 2 сомони и эту прибыль предложили областной инфекционной больнице. В настоящее время на хорогском рынке мешок муки стоит от 260 до 280 сомони. Коалиция импортировала другие продукты, такие как масло, рис и так далее. Некоторые понесли убытки. Но три или четыре тысячи сомони не являются значительной суммой для предпринимателя”, – сказал Файз Мирхасан.

Собеседники Sputnik Таджикистан в Бадахшане говорят, что чувствительная фаза коронавирусного кризиса прошла без особых проблем, но неясно, что будет в будущем. По их мнению, они будут идти именно по этой линии сопротивления всевозможными вызовам, потому что до тех пор, пока существует глобальный кризис, ситуация на “крыше мира” будет кризисной.

Array
Translate >