Ситуация в Рушанском районе ГБАО остается напряженной
Непрофессионализм силовых структур стал причиной столкновения местных жителей с сотрудниками ГКНБ.
Уже несколько дней как в Рушанском районе ГБАО не утихают недовольства местных жителей, которые протестуют против произвола силовых структур, точнее сотрудников ГКНБ Таджикистана. Предметом недовольства является желание силовиков арестовать четверых местных жителей, которые якобы “оказали сопротивление при задержании некого контрабандиста Шарофа Кобилова”.
Государственные телеканалы уже успели показать видеосюжет, где Кобилов признается в совершении преступления. Точнее, в сговоре с гражданином Афганистана, который якобы обменял с ним наркотики на алкоголь. Кобилов также дал показания против своего подельника Фирдавса Гадомамадова и призвал его не скрываться от правосудия. Также задержанный заодно призвал своих односельчан к единству и благоразумию.
Для обывателя, который не в курсе происходящих событий, остается непонятным к чему задержанный озвучивает политические призывы. С какой целью? Что не так с односельчанами Кобилова, которых нужно привести в чувства? При этом государственные СМИ категорически не говорят о том, что происходит в этом районе? Какова обстановка и почему в последние дни выходцы из ГБАО призывают обратить внимание на Рушан? По всей видимости, есть что скрывать…
С чего все началось?
Как выяснило Pamir Daily News массовый протест вызвал в Рушане не задержание некоего Кобилова, а нахальные действия прикомандированных силовиков, которые за прошедшие годы не перестают раздражать своими действиями местное население.
22 мая сотрудники районного отделения ГКНБ приехали в дом Кобилова в село Барушон с целью его ареста. Ему предъявили обвинения в том, что найденные около реки наркотики принадлежат ему. Несмотря на то, что человек не скрывался и находился у себя дома, силовики в привычной им манере начали выражаться нецензурной бранью в отношении членов его семьи и соседей. Очевидцы говорят, что именно это послужило причиной тому, что Кобилов и двоя его соседей набросились голыми руками на силовиков, которые, кстати, были в гражданской одежде.
Несмотря на это Кобилова и молодых парней задержали силовики и закрыли в местном отделении ГКНБ.
За своих односельчан, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста заступился другой житель Рушанского района, бывший член вооруженных сил таджикской оппозиции, который пользуется определенным влиянием в этом районе и через некоторое время ему удалось освободить их.
Но на следующий день после достижения договоренностей с силовиками, перед въездом в Рушан машина Е была остановлена сотрудниками ГКНБ и он вместе со своим товарищем был избит и доставлен в районное отделение этой структуры по Рушанскому району. Именно задержание Е послужило недовольству местной молодежи, которые ежедневно замечают, как сотрудники ГКНБ в этом районе выходят за рамки своих полномочий.
При перевозке задержанных из местного отделения ГКНБ в погранзаставу местным жителям удалось остановить машину и освободить их. Несмотря на это здоровью задержанных был причинен колоссальный урон, у них были выбиты зубы, зафиксированы ссадины на теле и сломаны ребра.
Какие требования сейчас?
Несмотря на то, что подельник Кобилова Гадомамадов сдался силовикам, они продолжают требовать ареста школьников, которые оказали им сопротивление, при исполнении, где они были без всяких опознавательных знаков и нецензурно выражались в отношении окружающих.
Несколько последних дней требование протестующих заключается в том, чтобы силовики не возбуждали против молодых ребят уголовные дела, а ограничились лишь административным наказанием в виде штрафа. В районе все понимают, что попав в таджикские тюрьмы эти ребята, которые вполне заслуженно отреагировали на брань неизвестных людей, подвергнутся пыткам и не вернутся оттуда нормальными людьми.
Пойдут ли силовики на уступку непонятно. Известно, что два дня назад в район была переброшена группа во главе с Расуловым Сухробов Орзуевичем, командующим внутренними войсками МВД Таджикистана.
Власти в переговорный процесс с протестующими также включили генерала Абдулло Навджувонова, бизнесмена Мукима Майбалиева, зампредседателя ГБАО Алишера Мизонаботова. Результат переговоров пока остается неизвестным.
Не первый случай
Аналогичный инцидент произошел в Рушане в марте 2014 года, когда местные жители вышли на протест в защиту своих односельчан Худоёра Сардорова, Аличона, Шерали и Алима Темуровых. Тогда они подали заявление в прокуратуру и обвинили начальника милиции в неправомерном применении оружия, повышении должностных полномочий и нарушение указа президента об отмене хождения с оружием в населенных пунктах.
Конфликт тогда наладили местные генералы, которые известны своей лояльностью властям Таджикистана, но виновные так и не понесли наказания.
Ответ на несправедливость
Уже не первый год жителей ГБАО практически массово при отсутствии доказательной базы отправляют за решетку. Косвенное показание свидетелей для правоохранительных и судебных органов является достаточным, чтобы приговорить людей в среднем к 13-15 года заключения. При этом, для наблюдателей и знающих экспертов предельно ясно, что наркопоток уже давно монополизирован силовыми структурами Таджикистана, которые занимаются его сбытом и продажей со своими коллегами из Афганистана, Кыгызстана, Казахстана и России.
Вид задержанного Кобилова, демонстрация его рук, одежды и манеры очень четко свидетельствуют о его финансовом положении и о том, что если он и замешан в этом преступлении, то скорее всего не от хорошей жизни.
С 2018 года в ГБАО, в частности в Хороге действует специальный «штаб по восстановлению верховенства закона» который был создан после критики президента Рахмона якобы криминогенной обстановки в области. Однако очевидно, что президент учитывая социальную напряженность в области и склонность населения к протестам, таким образом решил подстраховаться перед очередными президентскими выборами и возможной передачи власти сыну.