Что происходит в постконфликтном Хороге?
Договоренности между митингующими и властями и силовиками в Хороге выполняются частично. На фоне многочисленной информации со стороны населения, официальные власти избегают комментариев, а если и говорят что-то, то это вызывает недоумение, передает Азия-Плюс.
Как сообщают источники из Хорога, власти не выполняют две важные договоренности, которые были заключены между ними и митингующими: устранение блок-постов и восстановление Интернет-связи.
Интернет в ГБАО был отключен 25 ноября в связи со стихийным митингом в Хороге. 1 декабря связь была восстановлена частично – доступ к Интернету есть только в банках и некоторых госструктурах, в то время как основная масса населения все еще остается без связи.
По данным источников «Азия-Плюс», местные власти каждый день обещают Группе 44, которая была создана из числа митингующих для контроля за выполнением договоренностей между властями и протестующими, «подключить связь завтра», но обещания не сдерживают. О причинах отключения не сообщают.
Ответы мы попытались найти в Службе связи, однако получить какие-либо комментарии нам не удалось.
Корреспондент «Азия-Плюс» 30 ноября связался с первым заместителем главы Службы Илхомджоном Атоевым, но он отказался давать какие-либо комментарии по телефону. Когда журналист отправился в Службу связи (2 декабря), Атоев пообещал дать комментарии позже, так как у них собрание, однако после собрания он избежал встречи с журналистом, а его номер и вовсе заблокировал, в связи с чем связаться с ним больше у нас не было возможности.
Получить комментарии у самого главы Службы Бега Сабура тоже не получилось. После собрания он занялся вопросом продажи квартир. Людей он принимал прямо в зале Службы. Из-за того, что потенциальных покупателей собралось много, пробиться к нему не было возможности.
Позже, как выяснилось в толпе, многие пришли требовать свои деньги за квартиры. Каждому из них его помощница выдавала по 1000-2000 сомони.
«Азия-Плюс» также пыталась получить комментарии в связи с событиями в Хороге у исполняющего обязанности главы области Алишера Мирзонабота, но эти попытки были тщетными. На свой запрос об интервью через пресс-службу, мы так и не получили ответа, а на звонки по мобильной связи председатель не отвечал, даже после того, как журналист «Азия-Плюс» отправил ему SMS-сообщение с просьбой дать некоторые комментарии по ситуации.
Между тем, на первом рабочем заседании после митингов в Хороге, Алишер Мирзонабот никак не прокомментировал случившееся в городе, сказав лишь, что распространяются «разные недостоверные слухи в социальных сетях со стороны заинтересованных лиц, которым здравомыслящие люди не должны верить и не должны упускать политическую мудрость».
Напомним, в конце ноября в интернете было распространенно обращение жителей ГБАО к президенту страны Эмомали Рахмону с просьбой отстранить от должности и.о. председателя области Алишера Мирзонабота и мэра города Хорога Ризо Назарзода, так как они являются «фактором раздражительности населения, что может привести к повторению конфликта».
Преступления и наказания
Между тем, как сообщает информационный портал Pamir Daily News, 1 декабря в Хороге состоялась встреча актива области с председателем ГКНБ Таджикистана Саймумином Ятимовым, на которой он показал видеоролик, в котором неизвестное лицо пинает человека в форме. Ятимов отметил, что это Гулбиддин Зиёбеков, «который был преступником и был наказан».
Издание сообщает, что участники собрания встретили слова главы комитета с явным неодобрением. Один из них сказал, что даже если он (Гулбиддин, – ред.) совершил преступление, никто не имеет право убивать человека.
Напомним, семь человек из Группы 44 вошли в состав следственной группы, которая расследует обстоятельства гибели жителя Рошткалинского района Гулбиддина Зиёбекова. Следствие ведет военная прокуратура. Следственные мероприятия уже начались.
По словам наших источников из числа представителей следственной группы, уже есть судебно-медицинское заключение, которое они пока не могут предоставить, но отметили, что на теле погибшего обнаружено 9 пулевых ранений, в том числе, в голову и сердце. При этом наши источники опровергли слухи о том, что свидетелей заставляют давать показания о том, что Зиёбеков имел при себе оружие.
«Это не так. Следственная группа не имеет права без нас проводить какие-либо следственные мероприятия. Уже несколько дней мы работаем вместе. Все эти дни мы работали с жителями села Тавдем, которые были свидетелями события. Пока никто факт наличия оружия у Гулбиддина не подтвердил. После этого мы будем участвовать на допросе тех, кто принимал участие в задержании Зиёбекова. Также мы выясняем факт того, был ли он ранен во время задержания или погиб сразу. Кто-то говорит, что был жив, а кто-то говорит – ранен. Мы разбираемся в этом”, – сказал источник «Азия-Плюс» из числа группы гражданского общества.