CPJ: Таджикистан держит печальное первенство среди стран ЦА по числу заключенных журналистов
Международный Комитет по защите журналистов (CPJ) подверг критике власти Таджикистана за то, что в 2023 году они отправили за решетку большое число журналистов и держат печальное первенство среди стран Центральной Азии. Причем поводом для ареста журналистов все чаще становится их критическое освещение действий властей.
18 января был опубликован доклад CPJ «Рекордное количество журналистов, заключенных в тюрьму».
Базируемая в США организация отмечает, что в 2023 году за свою профессиональную деятельность за решетку был отправлен 321 журналист во всем мире.
По данным исследователей, Израиль отправил за решетку большое количество журналистов после нападения террористической группировки ХАМАС 7 октября 2023 года. В пятерке лидеров анти-рейтинга – Иран, Китай, Мьянма, Беларусь, Россия и Вьетнам.
CPJ отметил в своем новом докладе и Таджикистан: «Таджикистан по-прежнему занимает печальное первенство среди стран Центральной Азии, там в тюрьму отправлены семеро журналистов».
Авторы доклада отмечают, что во время посещения Таджикистана в конце 2023 года представитель CPJ стал свидетелем того, что суровые приговоры создали среди журналистов атмосферу страха и самоцензуры, хотя уже много лет, по данным Комитета, работники СМИ в этой стране находятся под давлением.
Журналисты и блогеры Абдулло Гурбати, Завкибек Саидамини, Абдусаттор Пирмухаммадзода и Хуршед Фозилов были приговорены к срокам от 7 до 7,5 лет, Хушом Гулям – к 8 годам, Далер Имомали – к 10 годам и Ульфатхоним Мамадшоева – к 20 годам лишения свободы. Все они были осуждены в 2022 и 2023 годах.
Правоохранительные оргны обвинили их в сотрудничестве с «запрещенными организациями» и в других преступлениях. Сами они не раз заявляли, что дали признательные показания под давлением.
Комитет по защите журналистов также отмечает в докладе от 4 января 2024 года, что «пресса в Таджикистане находится в худшем состоянии со времен гражданской войны 90-х годов, потому что президент Эмомали Рахмон превратился в абсолютного лидера, не терпящего критики».
«В 2022-2023 годах репрессии и преследования работников прессы в Таджикистане усилились, и этот период стал худшим для СМИ», – убеждены исследователи.