Хушом Гулям. “Увлекался поэзией, музыкой, историей, но…”
В начале декабря прошлого года 24-летний блогер, активист и исследователь памирских языков и истории региона Хушруз Джумаев, известный как Хушом Гулям, был приговорен к восьми годам лишения свободы. О его биографии в материале “Радио Озоди”.
Хушом Гулям не был известен широкой таджикоязычной аудитории, поскольку вёл свой блог в основном на шугнанском и иногда на русском языке. Он получил начальное и высшее образование в России, говорят его друзья, и всерьез начал увлекаться изучением памирских языков, культуры и истории региона.
По словам друзей Хушома, он близко общался с Улфатхоним Мамадшоевой которая была приговорена к 21 году заключения, и с Музаффаром Муборакшоевым, получившим 29 лет колонии как член «Комиссии 44». Обоих считал своими наставниками. Об их тесном отношении говорят и официальные страницы Хушома Гуляма в социальных сетях.
«Хушом увлекался поэзией, музыкой, историей. Основал два проекта «Помере зивен» (Памирские языки) и «Помере инфо» через которые популяризировал историю культуру Горного Бадахшана. Своей миссией и делом всей жизни он считал сохранение исторического наследия Памира и развитие бесписьменных памирских языков. Работал над созданием памирского алфавита, справедливо считая, что таким образом мы сможем сохранить культурное наследие предков. Он стремился изменить отношение к памирским языкам, которые в сознании большинства воспринимались как диалекты таджикского, являясь при этом абсолютно самостоятельными лингвистическими единицами. Его целью не было противопоставить аутентичную культуру Памира общетаджикской культуре. Напротив, будущее Памира он видел исключительно в составе Таджикистана и был горд, что огромное количество выходцев из ГБАО внесли большой вклад в развитие республики. В его планах была информационная поддержка молодых поэтов и писателей, восстановление музеев видных памирских ученых, переводческая деятельность», – рассказывает близкая подруга Хушома Гуляма.
Хушруз Джумаев был задержан 20 мая текущего года, через несколько дней после задержания Улфатхоним Мамадшоевой. Ему предъявили обвинение в участие в организованной преступной группировке – «Комиссии – 44».
Это комиссия была формирована в результате консенсуса между митингующими и властью по итогам четырехдневного митинга в Хороге а ноябре 2021 года. Её главные участники – представители гражданского общества ГБАО взяли обязательства совместно с силовиками участвовать в расследовании убийства Гулбиддина Зиёбекова, привлечение к ответственности виновных в его гибели и таким образом разрешение политического кризиса в регионе.
Они неоднократно обращались к президенту Таджикистана, спикеру парламента и международным организациям с целью обратить внимание на ситуацию в области. Однако после майских событий это комиссия была объявлена организованной преступной группировкой, а ее наиболее активные члены приговорены от 8 до 29 годам заключения.
После ноябрьских протестов в Хороге Джумаев начал помогать членам общественной “Комиссии 44”, не являясь членом этой комиссии.
8 декабря Госдепартамент США выразил обеспокоенность длительными тюремными сроками в отношении таджикских журналистов, блогеров и гражданских активистов, которые использовали свое право на свободу мнения. «Мы требуем, чтобы судебные процессы прошли открыто и справедливо, лица, задержанные незаслуженно, должны быть освобождены», говорилось в опубликованном в Твиттере заявлении Госдепа.
Международные правозащитные организации критиковали таджикское правительство за аресты гражданских активистов ГБАО. В частности, Human Rights Watch обратилась к правительству Таджикистана с просьбой прекратить незаконные аресты и несправедливые суды над жителями ГБАО.